- Александр Прохорович, в связи с чем созданы управления УИС при федеральных округах?
- Вопрос о перестройке работы нашей системы назревал давно. Посудите сами - в местах лишения свободы пребывает около миллиона человек. В окружную УИС входят пенитенциарные учреждения 13 территорий и областей Сибирского округа. Нам вверена судьба 190 тысяч подследственных и осужденных. Жизнь показала, что из центра сложно управлять процессом исправления осужденных, вникать в их нужды. Поэтому и было принято решение о создании окружных управлений УИС.
- Среди немалой части сограждан, знакомых с "зоной" понаслышке и рассказам "бывалых" людей, до сих пор бытует расхожее мнение, что там царят беспредел и беззаконие со стороны сотрудников колоний и тюрем...
- Не нужно забывать, что там находятся преступники, на совести многих из них - чудовищные злодеяния, пролитая кровь. И тем не менее утверждать, что по отношению к осужденным наши сотрудники творят произвол, было бы несправедливо. Да, среди них есть нарушители несения службы, даже те, кто нарушает закон, но таких безусловное меньшинство, и мы боремся с ними.
Недавно в наших колониях побывали представители Совета Европы. Казалось бы, именно они должны были в первую очередь обратить внимание на проявление беззакония. Однако ничего подобного визитеры не обнаружили. Более того, они признали, что по некоторым показателям условия содержания осужденных в европейских тюрьмах уступают нашим.
К примеру, при каждой нашей колонии существуют небольшие гостиницы, в которых осужденные могут провести определенное время со своими родственниками. Другой пример: в Хакасии существует футбольная команда осужденных, которая выступает на республиканских соревнованиях. Там же в одной из колоний создан зоопарк. Это делается вовсе не для того, чтобы удивить зарубежные комиссии. Нетрадиционные подходы к воспитательному процессу помогают снять внутреннее напряжение в душах осужденных, в какой-то мере врачуют психику наказанного человека. Подобного в европейских тюрьмах нет.
- Недавно мне довелось побывать в производственных цехах колонии N 2. Удивило не столько высокое качество продукции, а то, что осужденные, прежде чем попасть на работу, должны пройти конкурсный отбор.
- Ничего удивительного. Во многих колониях работой обеспечены далеко не все. В той же "двойке" постоянно занята треть осужденных. Сегодня мы делаем школьную мебель, которая пользуется устойчивым спросом, шьем форменную одежду для своих сотрудников, выпускаем полиграфическую продукцию... Но из-за отсутствия средств мы не можем расширять производство. А нам крайне важно, чтобы осужденные не просто отбывали срок наказания, а занимались конкретным делом.
- А можно ли решить проблему занятости осужденных?
- Она не была бы столь острой, если бы наш производственный сектор имел постоянный государственный заказ. Смею уверить, по отдельным видам продукции наше производство может дать фору иным гражданским предприятиям. Скажем, мы производим жестяные банки, которые на рынке пользуются повышенным спросом.
Другая сторона: сегодня наше производство платит около тридцати видов налогов и сборов. В то же время учреждения УИС находятся на бюджетном финансировании, которое по ряду причин выполняется не в полном объеме. Мы предлагаем освободить нас от налогов и направить эти средства на развитие нашего производственного сектора. Уверен, при таком подходе в короткое время УИС станет вполне самодостаточной системой, снизит свои бюджетные запросы. Мы сможем значительно улучшить условия содержания осужденных, повысить качество медицинского обслуживания, поднять на более высокий уровень и воспитательный процесс. Я говорю это не для красного словца: большинство просьб, которые я выслушиваю от осужденных, касается именно их трудоустройства. Многие, готовясь выйти на свободу, ее страшатся, поскольку не без оснований, полагают, что не смогут найти применения в "нормальной жизни". Коли государство поставило перед нами задачу не оставаться безучастным к судьбе каждого преступившего закон, давайте решать ее сообща. В данном случае я адресуюсь и к тем, кто принимает законы, и к тем, кто их реализует.