Главная Культура 00:02 31 Мая 2024 12194
Перед Александром Сергеевичем не надо преклоняться, его достаточно просто любить

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных проектов, конференций. Но Пушкина надо не только чтить, в него нужно вчитываться снова и снова. В этом глубоко убежден мой собеседник — поклонник и знаток творчества Пушкина.

— Юрий Михайлович, кто для вас Пушкин в первую очередь: поэт, прозаик, драматург, историк?

— Пушкин для меня и в прозе, и в исторических изысканиях — тоже и прежде всего поэт.

— Какие у вас самые любимые его произведения, что читаете и перечитываете чаще всего?

— Часто перечитываю его любовную лирику, стихи последних лет. Меньше другого нравятся мне «Анжело» и «Дубровский». Из больших вещей люблю «Бориса Годунова» и «Медного всадника». Эти историко-психологические шедевры оказали, наряду с Достоевским и, отчасти, Толстым, сильнейшее влияние на мое мирочувствование, на зарождение не только эстетических, но и духовных национальных смыслов. Убежден, что поэту необходимо их иметь, а не просто писать о себе любимом и о своих похождениях. В 16-17 лет я почти освободился от идеологического советского груза. И именно благодаря Пушкину заполнил образовавшийся «вакуум» почвенными началами...

— Со школьных времен мы знаем, что Пушкин — «первый поэт России», «солнце русской поэзии», «наше все». Нет ли в этом избыточного поклонения? Не принижается ли тем самым значение таких поэтов, как Жуковский, Грибоедов, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак и далее по списку, к счастью, достаточно длинному?

— Думаю, что «избыточное поклонение» существует лишь в культурной, так сказать, болтологии. Ну да еще в школьных прописях. Пушкин очень сложный, я бы сказал, многоспектральный поэт. Большинство перечисленных вами авторов однозначнее его и, по существу, популярнее. Я сам против сусального и чрезмерного преклонения перед Пушкиным. Его надо просто любить — это культурный пир для души, а вот преклоняться перед ним незачем.

— После смерти Пушкина Достоевский говорил о «всемирности и всечеловечности его гения». Между тем, Пушкин известен в мире меньше, чем Шекспир, Байрон, Гете. В чем причина того, что Пушкин, в отличие от того же Достоевского, да и Толстого, Чехова, не столько всемирное, сколько, похоже, сугубо русское явление?

— На других языках наша поэзия воспринимается слабее, чем она есть на самом деле. В Пушкине есть та исключительно русская простота, которую перевести, видимо, невозможно. И как ни парадоксально на первый взгляд, это простота — дополнительная сложность для переводчиков. Я, например, уже много лет не могу читать «Повести Белкина» или «Капитанскую дочку» без слез. Читаю «Поединок», «Станционного смотрителя» — и глаза в тумане. Перевести такое, очевидно, адекватно нельзя. Пушкин писал именно для русского сердца, еще не поврежденного критическим реализмом.

— Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, узнал о готовящемся восстании декабристов. Со многими из них он был дружен и в нарушение запретов тут же ринулся в столицу. Но в Санкт-Петербург Пушкин так и не попал. Якобы ему помешали заяц и поп, которых он встретил по дороге. Поэт до такой степени верил в дурные приметы? Или проявил в данном случае понятную осторожность? В противном случае, и он мог бы оказаться «во глубине сибирских руд»...

— И то и другое. Думаю, дело в том, что в ссылке Пушкин очень помудрел и вырос мировоззренчески. Военный мятеж перестал ему казаться полезным для России. Идти на такое дело можно было только с полной уверенностью в его правоте. И вот именно такой уверенности у Пушкина уже не было. Он проникся Россией глубже, чем в свою юношескую столичную пору. Углубленное осмысление русской и мировой истории, наконец, сама реальная жизнь всему этому очень, думаю, поспособствовали.

— За Пушкиным прочно закрепилась репутация вольнолюбивого поэта. В юности он писал политические эпиграммы на Аракчеева и даже на самого Александра I. При этом Пушкин, по словам современников, всегда был «певцом империи», что не всем нравилось. Он прославлял завоевание Россией Кавказа, во время польского восстания 1830-1831 годов написал проникнутые имперским духом стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Как одно сочеталось у него с другим?

— В Пушкине было поровну свободолюбия и имперской эстетики. Я бы назвал его консервативным свободолюбцем. Очень не простое, даже парадоксальное сочетание. Повторюсь, к такому осмыслению себя и собственной жизни он, конечно, пришел не сразу. Дитя своего времени, поэт отдал естественную дань освободительному движению в его декабристской форме, дань романтизму в борьбе с тиранией. В прекрасном стихотворении «Послание к вельможе» он описал все это в применении к Николаю Юсупову. Можно подумать, что это ода эпикурейству, наслаждение жизнью как таковой. На деле, конечно, оно намного глубже и описывает целые исторические пласты...

В конце концов, Пушкин хотел жить спокойной, культурной, профессиональной писательской жизнью. Но житейские обстоятельства и своеобычный характер сбивали его с этого благостного пути. Искрометный, я бы сказал, неврастенический темперамент совмещался в нем с добродушием и даже простодушием. Он соглашался, к примеру, на большие ограничения в социальной жизни. Но пришел в бешенство — и вполне справедливое! — узнав, что его частную переписку читают Третье отделение и сам государь. И не стесняясь, делают ему на этом основании строгие внушения.

— И все-таки, как бы вы определили его политическое лицо?

— У Пушкина не было однозначного «политического лица». И слава Богу. Это бы подморозило и упростило его творчество.

— В 1824 году Пушкин попал в опалу у властей из-за вскрытого письма, в котором нашли увлечение поэта атеистическими учениями. В его творчестве есть едкие строки в адрес церкви и церковников. Какими вам видятся его взаимоотношения с Богом и верой?

— Пушкин был разом и вольнодумцем и, несомненно, христианином. При этом его не назовешь ни вольтерьянцем, ни набожным мирянином. Но, безусловно, его жизненный путь — это путь от атеизма к религии. Именно религия умягчала его отношение к деспотии и помогала по жизни умиротворять свои «африканские» страсти.

— Недавно я перечитал «Евгения Онегина». Сильнейшее впечатление на меня произвели строфы, посвященные смерти Ленского на дуэли, и той скорби, которую испытывает автор от бессмысленной гибели молодой жизни. Между тем, известно о нескольких десятках «дуэльных историй» с участием самого Пушкина. Причем, он часто первым дерзко бросал вызов. Что это — свойство того самого африканского темперамента? Бравада бретера? Дань условностям общества?

— Вспыльчивость, доходящая порой до неистовости, была в его характере наравне с просветленностью. Притом себе он прощал то, чего не прощал другим: соблазнение замужних женщин, к примеру. Понятие личной чести у него порой просто зашкаливало. Оскорбить другого, даже и весьма достойного человека, например, графа Уварова или Воронцова, мнится, было ему не трудно. Но не дай Бог, если ему казалось что-то оскорбительным в отношении себя самого. Ставить жизнь на карту в таком случае было его потребностью, не всегда объяснимой. Разумеется, это не касается пасквиля, полученного поэтом по почте перед последней дуэлью. Его писали конченые подонки. И этот пасквиль требовал решительной сатисфакции.

— В разговоре о Пушкине трудно обойти пикантную тему... Поэт как-то набросал свой донжуанский список. В него вошли 37 женщин, которыми он в разные годы был увлечен. А в частном письме Пушкин назвал свою будущую жену Натали сто тринадцатой любовью. Однокашник Пушкина барон Корф утверждал, что поэт был во власти двух стихий: одной из них была поэзия, другой — удовлетворение чувственных, плотских страстей. Согласны с такой оценкой?

— Надо быть таким сухарем как барон Корф, чтобы мыслить столь примитивно. Об этом и говорить не стоит. Глупость и только. Гораздо прозорливее судил о Пушкине князь Петр Андреевич Вяземский, который писал, что в любовных историях поэта преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что и отразилось в его поэзии...

— Мог ли Пушкин избежать дуэли с Дантесом? Или он искал свою смерть? Есть ведь и такая точка зрения. Дескать, исписался, потерял к концу короткой жизни популярность и талант, залез в долги, которые не имел возможность оплачивать, и решил одним махом разрубить этот узел...

— Тут сошлось много всего. И нам, я бы так сказал, не целомудренно рассуждать об этом. Подобная «точка зрения» недалеко ушла от рассуждений барона Корфа.

Не так давно я побывал в городке Сульц в Эльзасе и разыскал там на кладбище могилу Дантеса. Он пережил Пушкина, считай, на шесть десятилетий. Там же лежит и его супруга Екатерина (в девичестве Гончарова, сестра Натальи Николаевны, если кто забыл), умершая еще молодой, после родов третьей дочери. Разыскал я и шато Дантеса, там в наши дни отель. Над конторкой администратора портрет Пушкина. Залы для приемов и встреч называются «Наталья», «Александр», «Екатерина»... Вот такие дела.

— И последний вопрос. Вы как-то писали, что за последние десятилетия «мы отдалились от Пушкина на большее расстояние, чем за предыдущие семьдесят советских лет», что имя и творчество поэта попали под пресс торжествующей массовой культуры. С тех пор что-то изменилось?

— Александр Солженицын написал мне в 90-е годы, что «вместо красного колеса по России покатилось желтое — и еще не известно, какое из них губительнее». Под его каток попал и Пушкин. В наши дни культура пытается стронуться в сторону благородства. И реакция общества на всевозможные публичные проявления пошлости — тому свидетельство. Но радоваться нам пока еще рано...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6238
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6002
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4484
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...