Главная Культура 00:24 31 Мая 2019 1427
Есть что-то общее у Глинки с Лермонтовым

Маэстро Валерий Гергиев объявил о создании филиала Мариинки на базе Смоленского драмтеатра. Зачем?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Между тем, маэстро совершенно не замечает, что творится с тем имуществом на Садовой, 61, которое уже отдано Мариинскому театру. Фото: globallookpress.com

Не перестает удивлять своим размахом и возможностями знаменитый маэстро Валерий Гергиев. За две недели Пасхального фестиваля он с оркестром Мариинского театра дал концерты в 21 городе. А выступление на сцене Смоленского драматического театра имени Грибоедова озна-меновалось настоящей сенсацией. Как только отзвучали овации, губернатор Алексей Островский и художественный руководитель Мариинки заявили о создании на базе Смоленского драмтеатра... филиала театра Мариинского.

Смоленский губернатор благодарил маэстро за то, что тот «сразу поддержал инициативу администрации региона» и даже «порекомендовал определенные шаги для воплощения в жизнь данной инициативы». Видимо, понимая, что такое неожиданное решение понравится не всем, Островский призвал продолжить дискуссию по этому поводу в рамках Петербургского международного экономического форума.

К осени, по словам Валерия Гергиева, должна появиться более-менее ясная дорожная карта по превращению Смоленского драмтеатра в филиал знаменитого петербургского оперного. Пока же в Смоленск приедет главный инженер Мариинки, чтобы оценить технические возможности здания театра.

— Раньше я обычно подъезжал с артистами к служебному входу и оттуда же уезжал, — признался Валерий Абисалович. — А сегодня впервые увидел это величественное здание с фасада и был впечатлен. На мой взгляд, здесь есть все, чтобы театр стал таким очагом культуры, который щедро может дарить сотням тысяч людей высокое искусство. Если это будет наш общий проект, то, думаю, и мы, и смоляне от этого выиграем.

Так вот оно в чем дело! А жители Петербурга ломают голову, почему глава Мариинского театра много лет манкирует своими же обязательствами по созданию музея Лермонтова на Садовой, 61. Напомним: еще в 2014-м городские власти передали здание Мариинскому театру для реконструкции под отель для приезжих исполнителей — с условием сохранения квартиры поэта. Так и было записано: «Мариинский театр при проектировании работ по реконструкции здания обязуется предусмотреть в месте проживания М.Ю. Лермонтова культурно-мемориальную зону памяти поэта». Но 200-летний юбилей поэта миновал, а никаких изменений к лучшему в судьбе дома не случилось.

Градозащитники писали Гергиеву, общественными акциями пытались привлечь внимание маэстро к проблеме сохранения здания в центре Петербурга, где в 1836-1837 годах жил русский классик. А надо было сделать, как в Смоленске, — подвести Валерия Абисаловича к фасаду погибающего дома. Он стал очень выразителен после того, как тут ловили за руку мародеров-грабителей. Фасад прямо вопиет о том, что здание, откуда снята и мемориальная доска в честь Лермонтова, второй десяток лет стоит расселенным. Уж тогда бы худрук Мариинки, наверное, вспомнил, что здесь написаны «Смерть поэта», «Бородино», «Демон», «Герой нашего времени», «Маскарад»... Что Лермонтов отсюда был выслан на Кавказ. Что его произведения неразрывно связаны с музыкой. Что Рубинштейн, Глазунов, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Чайковский, Лист охотно писали на стихи Лермонтова оперы, симфонические поэмы, романсы. И кому, как не художественному руководителю музыкального театра, тут работы непочатый край!

Но Гергиев вспоминает в Смоленске о Глинке: «Я считаю, что мы просто морально обязаны сделать здесь, на родине Михаила Ивановича Глинки, что-то хорошее. Это отец русской музыкальной традиции. Да, у нас пели в храмах и пятьсот, и тысячу лет назад, но пришел смолянин Глинка и сумел на невероятно высоком уровне обобщить российский и европейский опыт. Сначала «Жизнь за царя», потом «Руслан и Людмила» — и русская оперная традиция стала уже не младенцем, а богатырем. А потом было уже вопросом времени, когда придут новые российские композиторы и наше оперное искусство станет одним из самых сильных в истории человечества. Вот что сделал ваш земляк Михаил Иванович Глинка»...

Глинка, осмелюсь доложить, и в Петербурге кое-что сделал. Действительно, он родился в селе Новоспасское Смоленской губернии и прожил там первые 13 лет свой жизни. Является ли это основанием «возрождать традиции оперы и балета» на базе Смоленского драматического театра, который, кстати, старше самого Глинки — в следующем году театру исполнится 240 лет? И куда пойдут искать работу актеры одного из старейших действующих драматических театров России? «Оптимизация сцен», притормозившая после вмешательства главы СТД Александра Калягина и губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, отстоявших местный театр от столичных притязаний, теперь получит продолжение на Смоленской земле? Так ли безобидна эта тенденция к подрыву независимости провинциальной культуры? Александр Калягин считает, что она «идет вразрез с основами государственной культурной политики», которые утверждены президентом РФ.

Филиалы Мариинского театра, как известно, действуют во Владивостоке и Владикавказе, и всюду художественное руководство осуществляет сам Валерий Абисалович. Может ли не страдать качество спектаклей при таком размахе — вопрос дискуссионный. Нам же важно отметить, что маэстро, примерившийся к зданию Смоленского драматического театра, совершенно не замечает, что творится с тем имуществом на Садовой, 61, которое уже отдано Мариинскому театру. И даже своего главного инженера для «анализа возможностей» не присылает. А мог бы легко. Не говоря уже о создании «дорожной карты» восстановления единственного дожившего до наших дней памятника, связанного с именем Лермонтова в Петербурге.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6209
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5970
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4444
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...