Старт работам в рамках этого проекта дан Соглашением о разделе продукции (СРП), подписанном почти десять лет назад, еще в 1996 году. И вот совсем недавно, в октябре нынешнего года, на одном из четырех месторождений, включенных в "Сахалин-1", началась промышленная добыча нефти и газа. Причем дела идут, что называется, с места в карьер: до конца 2006 года планируется вывести среднесуточную добычу нефти на уровень 12 млн. тонн в годовом исчислении.
Показательно, что на церемонии, посвященной началу добычи первой промышленной нефти, обычно весьма сдержанные представители иностранных компаний на этот раз не скупились на высокие оценки. Как отметил на пресс-конференции в Южно-Сахалинске президент ExxonNeftegas Стивен Терни, "этот проект не имеет прецедентов в мировой практике. Его успешная реализация - победа технологий и слаженной работы компаний всех четырех государств. Проект пользуется полной поддержкой правительств стран - участниц консорциума России, США, Японии и Индии. Мы гордимся, что первые поставки нефти и газа осуществляются именно российским компаниям".
- Реализация проекта "Сахалин-1" является наглядным примером успешного осуществления иностранных инвестиций в России, - заявил президент SODECO Масатака Хаяма, также участвовавший в торжествах.
Оптимизм ино-странных компаний обоснован, поскольку та же SODECO получает теперь возможность поставлять свою долю извлекаемой нефти непосредственно в Японию, насыщая собственный рынок потребления энергоносителей.
Государства Тихоокеанского региона в последние годы с нескрываемым вниманием наблюдают за исследованиями Сахалинского шельфа, одного из самых перспективных нефтегазоносных регионов в мире. В качестве потенциальных рынков сбыта сжиженного газа ExxonNeftegaz рассматривает Китай, Корею и Японию. К тому же "Сахалин-1" - один из первых доведенных до промышленной добычи проект в рамках механизма СРП, к которому иностранные инвесторы в нашей стране проявляют повышенный интерес.
Однако этот проект ориентирован отнюдь не только на внешние для России рынки. Представители "Роснефти" неоднократно, в том числе и на церемонии открытия промышленной добычи, подчеркивали, что "Сахалин-1" должен решить многие вопросы в сфере снабжения энергоносителями российского Дальнего Востока. Согласно плану до апреля 2006 года нефть вообще будет поставляться только на принадлежащий "Роснефти" Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. Экспортные поставки в этот период не предусмотрены.
Кроме того, для нужд Хабаровского края в рамках контрактов, подписанных с ОАО "Хабаровскэнерго" и ОАО "Хабаровсккрайгаз", в течение ближайших двадцати лет в регион будет поставляться природный газ. На первом этапе объемы продаж голубого топлива покупателям Хабаровского края составят до 1 млрд. кубометров газа в год, к концу десятилетия - до 3 млрд. кубометров.
Все это весьма важно, особенно если вспомнить, что зима в последние годы превращалась для нашего Дальнего Востока в сезон стихийных бедствий. Прямое подтверждение тому - ставшая привычной телевизионная хроника вымерзающих городов и поселков.
Собственно, еще на самом старте сахалинских проектов ставилась задача достичь баланса между удовлетворением потребностей внутри России и интересами иностранных потребителей российского углеводородного сырья. Решение этой задачи в процессе взаимодействия "Роснефти" с ее партнерами по проекту длилось практически столько же, сколько заняла непосредственно подготовка к добыче. Судя по параметрам проекта на данный момент, баланс найти удалось.
Акционерами проекта "Сахалин-1" являются ExxonNeftegaz Ltd (оператор) - 30 процентов, SODECO (Япония) - 30 процентов, ONGC Videsh (Индия) и "Роснефть" (по 20 процентов). В рамках проекта предполагается разработка месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Потенциальные извлекаемые запасы этих месторождений составляют 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров газа. Капитальные вложения в освоение месторождений оцениваются в сумму свыше 12 млрд. долларов. Общий доход России от реализации проекта составит около 40 млрд. долларов.