- За годы врачебной практики, - рассказывает Владимир Львович, - я узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые не здороваются, не умываются, не чистят зубы, не читают книг, не занимаются (спортом, музыкой, языком - нужное подчеркнуть или прибавить), не работают, не женятся, не лечатся и прочее. Знаете, почему? Потому что их к этому упорно и настойчиво понуждали. Так же обстоят дела с отрицательными привычками и поступками, которые родители усиленно не рекомендовали приобретать и совершать. Парадокс? Родители стараются, как лучше, а получается - как всегда?
На самом деле, никакого парадокса здесь нет - каждая мать может вспомнить случай, когда ее наставление вызывало явное противодействие ребенка. Здесь самое главное то, в какой форме было дано это наставление. Дело в том, что любое внушение содержит некий контекст, который родители, как правило, не замечают, а дети, напротив, тонко чувствуют.
Возьмем простейший пример. Поздний вечер, ребенок явно хочет спать, но упорно продолжает заниматься своими делами. "Уже поздно. Тебе пора спать", - спокойно говорите вы. "Сейчас", - так же спокойно отвечает ребенок и продолжает заниматься своими делами.
В чем же дело? Только лишь в том, что ваше заявление содержало для малыша следующий контекст: "Ты еще не дорос ложиться спать по собственному желанию. У тебя ограниченные права!" Именно это и вызвало если не открытое противодействие, то явное безразличие к вашему указанию.
Как же поступить? Предлагаем следующую формулу: "Ух ты, а времени-то уже сколько. Мне спать охота. А тебе?" Или: "Слушай, ты молодец. Сегодня тебе вовремя спать захотелось, гляди-ка, правый глаз уже закрывается..." Если не помогает словесная форма, нежно обняв, с шутками, - увести...
Итак, если вы требуете, приказываете, добиваетесь, убеждаете, уговариваете, ворчите, пилите, капаете на мозги, вы сами включаете механизм противодействия, который обязательно стукнет по вам же. Ведь за всем этим ребенок слышит: "Ах, как ты слаб и незрел, как ты мал и глуп! Ничего-то ты собой не представляешь и не умеешь!" Подобным образом вы травмируете ранимую душу ребенка, унижаете его как личность. И это - ваш тупик в общении с ребенком, неминуемый путь взаимного отдаления.