Главная Культура 00:01 30 Июня 2023 10519
Юрий Грымов: Нынешние творцы смакуют войну как приключенческий аттракцион

Худрук театра «Модерн» рассказал «Труду», как он решил для себя проблему разобщённости на «своих - чужих»

Дарья Ефремова
Кресло театрального режиссера – главное рабочее место Юрия Грымова. Фото предоставлены Московским драматическим театром «Модерн»

Имя художественного руководителя театра «Модерн», обладателя многих престижных наград, включая премию президента РФ и кинематографическую «Нику», знакомо и тем, кому не приходилось видеть его аншлаговые московские постановки. Миллионам зрителей запомнились экранизации Юрия Грымова — полнометражная драма «Му-му» по рассказу Тургенева, многосерийный фильм «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой... Правда, в последнее время режиссёр отзывается об отечественной киноиндустрии со скепсисом, зато в его театре жизнь бьёт ключом. В прошедшие выходные в «Модерне» состоялась премьера спектакля «Цветы нам не нужны», посвящённого сложнейшей, не теряющей актуальности теме Нюрнбергского процесса, а на подходе — завершающая часть масштабной трилогии «Антихрист и Христос» — постановка «Иуда».

— Уже само название вашего проекта говорит о его связи со знаменитой трилогией Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист». Но у писателя Серебряного века повествование двигалось от античности — императора-философа Юлиана Отступника, провалившегося с попыткой языческой реставрации в Византии, восходило к Леонардо да Винчи и заканчивалось Петром I. У вас — зеркальная композиция: Петр, Леонардо, Иуда... Захотели поспорить с предшественником?

— Моя театральная трилогия действительно вдохновлена книгой Дмитрия Сергеевича, но задумка принципиально иная, что опять-таки ясно уже из названия. Я выстраиваю сюжет от тьмы к свету. У Мережковского ведь, помните, первый роман трилогии назывался «Смерть Богов. Юлиан-Отступник», в «Леонардо» — создателе «Тайной вечери» и одновременно мины массового поражения — он увидел двойственную природу творческой личности, а завершил цикл приходом Антихриста, каковым считал царя-реформатора, убившего собственного сына. Мой Иуда — совсем иная история, она о прощении, покаянии: всегда ли оно возможно, или иногда лучше принять вину? Вроде бы все просто: провинился — извинись. Но, знаете, я не люблю вскользь брошенных «прости». И Иуда не пошел просить прощения, хотя мог бы — жена его уговаривала, и даже Христос был готов простить. Но Иуда вернул тридцать сребреников и повесился. А знаете, что такое тридцать серебряников? Это цена раба. Мой спектакль — попытка размышления над событиями библейских времен с сегодняшней точки развития человечества. И выходит — ничего не изменилось: вина, предательство, прощение и искупление не имеют временных рамок.

— По вашим предыдущим интервью можно сделать вывод, что вы не верите в идею поступательного развития человечества — со временем люди не становятся цивилизованнее и гуманнее?

— Человек по своей сути был и остаётся опасным млекопитающим. Единственное гуманистическое достижение человечества со времён архаики — в том, что оно осудило каннибализм. Но все остальное — алчность, зависть, охотничий азарт — одинаково и в Иудее первого века от Рождества Христова, и в средневековой Европе, и в современном мире. Разве что, благодаря очень развитому мозгу, мы можем, в отличие от других хищников, размышлять, давать моральные оценки своим поступкам — и тем самым не переходить на сторону Антихриста.

История Леонардо, как и других героев Грымова, доказывает: цена вины и искупления за тысячелетия не изменилась

 

— Возвращаясь к вашей недавней премьере «Цветы нам не нужны», — тема суда над нацизмом, принадлежа вроде бы к довольно далекому прошлому, не уходит из нашего искусства: спектакль «Нюрнбергский вальс» несколько лет назад поставил во МХАТе имени Горького Эдуард Бояков, а кинолента Николая Лебедева «Нюрнберг» стала лидером проката сразу нескольких недавних уикэндов подряд. В чем особенность вашего высказывания?

— Мне было интересно по-человечески понять, что же произошло. Ведь нацистские преступники не были монстрами о шести ногах, они говорили на языке Гёте и Шиллера. И вдруг в 1940-е начали сдирать с людей кожу, чтобы делать абажуры. Мы привыкли представлять себе Гитлера этакой карикатурой: коротышка, истерик... Да не был он никаким истериком, и роста в нем было 174 см. Многие говорили о его обаянии, ну а художником он был просто неплохим. Художественным талантом обладал и рейхсминистр вооружения и военного производства Альберт Шпеер — личный архитектор Гитлера, построивший много чего красивого в Берлине. Так вот, этот человек возмущался, что фюрер слишком милосерден — распорядился-де при воздушной тревоге прерывать работу на заводах и эвакуироваться в бомбоубежища, тогда как можно было бы работать ещё лишних два часа. Не всех же убьёт — зато сколько снарядов и патронов за это время можно произвести...

— Но мир в конечном счете осудил фашизм...

— Осудил? Фашизма в мире не было те десять месяцев, пока шёл Нюрнбергский процесс. Да я бы и не сказал, что тогда его решительно все осудили. Работая над материалом, вышел на русского военного, который охранял Рудольфа Гесса в тюрьме Шпандау. Он рассказал: когда начался суд, каждую субботу и воскресенье в Берлине приходилось усиливать наряды, потому что толпы молодых подонков подбегали к тюрьме и кричали «Зиг хайль!» И так продолжалось до 80-х годов, а пожилые женщины долго еще плевали в лица советских солдат, которые избавили их от Гитлера... Нет, никуда фашизм не исчез — просто сменил лозунги и окраску. Достаточно посмотреть на внешнюю политику США, на то, что они творили во Вьетнаме, Югославии... И риторика очень похожая: американцы — супер-нация, Америка — сверхдержава, она-де за справедливость и правовое сознание, а потому может вмешиваться во внутренние дела других стран, решать судьбы народов... Тема уроков Второй мировой никак не потеряла остроты и актуальности. Другое дело — далеко не все, что ей посвящено, достаточно ярко. Так, единственное, чем, на мой взгляд, выделяется упомянутый вами фильм «Нюрнберг» — это большой бюджет, в остальном картина неудачная: важнейшие исторические события поданы в ней фоново, между строк, для оттенения лавстори. Да и почти все современные фильмы о войне — полная творческая катастрофа. Известно, что люди, прошедшие войну, говорили о ней крайне скупо и неохотно. Но, кажется, многие нынешние режиссеры и продюсеры перестали понимать, какого масштаба это была трагедия. Они ее смакуют как приключенческий аттракцион...

— А то и как повод для фэнтези со всевозможными перемещениями во времени, приключениями на фронте и чудесным возвращением в свое благополучное будущее. Похоже, нынешнее поколение авторов просто не может представить себе то, что было 80 лет назад, для них это все равно что путешествие в другую галактику.

— И знаете, почему так? Из-за отношения к культуре как к чему-то необязательному, на чем можно сэкономить. Когда во время войны Черчиллю предложили сократить расходы на культуру, он ответил: а что мы тогда собираемся защищать? Если убрать культуру, например, из бизнеса, получится бандитизм... Но то, чему сопротивлялся Черчилль, произошло у нас. Потому больше не существует нашего национального кинематографа — сплошной голливудский трафарет.

Да и во всем мире так. Дэвид Линч замечательно сказал: «Я потерял систему координат. Все фильмы, которые мне нравятся, проваливаются в прокате. Все, что мне не нравится, собирает огромную кассу». Раньше любой американский актёр мечтал побывать в России — настолько для них была важна школа Станиславского и Михаила Чехова. Сейчас в такое даже трудно поверить — наоборот, для наших артистов стало лучшим признанием мастерства приглашение в Голливуд.

Конечно, можно возразить, что культура всегда финансировалась по остаточному принципу, иначе было разве что при Сталине, когда ее рассматривали как инструмент влияния... И так ли это плохо? Почему сегодня политики говорят про скрепы, но не пользуются этой мягкой силой? Другой вопрос, что люди на трибунах зачастую попросту не отличают культуру от пропаганды.

Юрий Вячеславович всегда рад поделиться своим взглядом на историю и культуру

— Как вы воспринимаете направленность нашей законодательной политики, уделяющей громадное внимание искоренению «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений», «призывов к смене пола» и прочего? Нет ли тут диспропорции между масштабом проблемы, реально затрагивающей ничтожный процент населения, и отсутствием внимания к подлинным народным бедам — коррупции, разрыву между богатыми и бедными, засилью бюрократии?

— Диспропорция есть. Более того, запрещая что-то, мы расписываемся в том, что не доверяем сами себе. А касательно ЛГБТ я, как человек православный, могу задать встречный вопрос: можно ли рисовать на иконах дьявола? Конечно, можно и нужно, ведь помимо искусителя там есть Создатель. Опять же — что считать пропагандой? Если я скажу, что Элтон Джон — великий поп-музыкант, притом гомосексуалист, меня надо заставить замолчать? Нет, я же просто сообщаю факт. Вот если я скажу: Элтон Джон — великий поп-музыкант, потому что гомосексуалист, это уже будет глупость и популяризация гей-сообщества. То же касается, кстати, и нападок на театр, где якобы «голые на сцене появляются — ах какое безобразие». Да если кто-то счел, что в его спектакле должны быть голые, пусть так и ставит — хотя вообще-то неприкрытая плоть на сцене смотрится довольно некрасиво. Только надо предупредить зрителей, что спектакль именно такой, чтобы я не пошёл на него, например, с дочерью.

— Когда-то Гоголь назвал театр кафедрой, с которой «читается разом целой толпе живой урок». С тех пор появились кино, телевидение, интернет... Но и сегодня, утверждает, например, культуролог Ирина Прохорова, за театром сохраняется роль излучателя идей, которые потом охватывают все общество. Согласны?

— Любой поступок, совершенной публично — это социальное высказывание, и я убежден, будущее — за театром. В конце концов, именно он не подвергся американской экспансии. В одной только Москве 86 государственных театров и около сотни частных, считая студии и подвалы, и у каждого — своя миссия, понимание прекрасного. Такого нет нигде в мире! Русский театр питается прежде всего традициями великих творческих личностей —Островского, Чехова, Станиславского... Конечно, и здесь масса проблем — мы уже имеем «Ленком» без Марка Захарова, «Современник» без Галины Волчек, Театр Романа Виктюка без самого Виктюка. Я понимаю, эти большие художники ушли, но где же преемники? Захаров ведь не на голое место пришел, до него «Ленкомом» руководил Эфрос — но что там происходит теперь? Это очень опасная тенденция, противоречащая сути театра — делать из него продюсерский проект. Театр может быть только авторским.

— Одна из самых известных ваших киноработ — «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой. Когда-то знакомством со знаменитой писательницей гордились, сейчас о ней предпочитают не говорить вслух. Как вы решили для себя проблему разобщённости на «своих-чужих»?

— Я за то, чтобы чётко отделять политические взгляды (как и пресловутую «ориентацию», манеру одеваться и бытовое поведение) от масштаба творческого вклада. Улицкая — писательница, оставившая след в русской литературе, у неё своя аудитория, многие помнят её миссионерские проекты, связанные с детской литературой... Веками идут разговоры о гомосексуализме Леонардо и Чайковского, но они же оттого не перестают быть великими творцами. Альберт Шпеер — выдающийся архитектор и одновременно нацистский преступник. Лени Рифеншталь — большой режиссёр, беспрепятственно работавшая в Третьем Рейхе. Многие недостаточно образованные люди судят о культуре с бытовых, прямолинейно-социальных позиций. Как те сегодня на Западе, кто пытается отменить русскую культуру, не понимая, насколько она проросла корнями в мировую.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6201
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5955
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4429
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...