Главная Экономика 19:50 30 Июня 2020 3447
Где крылья делать будем?

Почему производство самолетов-такси Ил-103 перенесено из России в Венгрию?

Анатолий Журин
Ил-103, Фото: © UAC globallookpress.com

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров давно ищет пути вывода из кризиса загибающегося российского авиапрома, но тропки эти очень уж извилисты. Вот, например, новость из последних: возобновляется производство самолетов-такси Ил-103, но не в подмосковных Луховицах, где за десятилетие с 1997-го по 2007-й было выпущено 66 таких машин, а в: Венгрии. После 13 лет паузы господин Мантуров нашел новую площадку для выпуска за пределами России.

Говорят, следом из Таганрога на зарубежный авиазавод может «улететь» и производство знаменитого борца с лесными пожарами гидроплана Бе-200. Работа над ним началась еще в 1992 году, но за минувшие почти три десятилетия было выпущено всего чуть более десятка таких машин. По одной штуке в три года: Если он не нужен России, где ежегодно сгорают океаны леса, то почему бы производство самолета не отдать туда, где его оторвут, что называется, с крыльями?

А вот что известно об Ил-103. Четырехместный (пилот и три пассажира) одномоторный поршневой самолет — воздушное такси. Он совсем невелик даже для своего класса: длина 8 метров, без нагрузки весит 765 кг, максимальная взлетная масса — 1460 кг. Самолеты этого типа поставлялись в разных вариантах: для перевозки пассажиров или грузов, обучения курсантов училищ пилотированию вместо снятого с производства Як-18Т, проведения экологического контроля, выполнения научных или разведывательных операций.

Замечательный авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов надеялся, что этот самолет будут серийно строить наши заводы, он найдет спрос на рынке. Ил-103 не раз выставлялся на престижных авиасалонах — и всегда к нему проявляли повышенный интерес. На Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель — Иннова/Эврика» машина удостоилась золотой медали. Ил-103 в 1996-м получил сертификат Межгосударственного авиакомитета, а вслед за тем и сертификацию FAA (США). Но вмешались «новаторские» преобразования, затеянные пришедшими в отрасль «эффективными менеджерами». Они решили передать производство Ил-103 в МАПО «МиГ», где завершался выпуск истребителей МиГ-29. По сути, все надо было начинать с нуля, ведь там не было опыта производства гражданской техники.

«Такая идея, — размышлял Генрих Новожилов, — могла принадлежать людям, которые мало что понимают в авиационных делах. Ведь чтобы успешно продавать самолет, нужно обеспечить его послепродажное обслуживание, что без серийного завода осуществить практически невозможно. Какой чудак будет заниматься самолетами, вкладывать силы, средства, если кто-то вместо него будет их продавать?» Генеральный конструктор как в воду глядел: пыл «новаторов» быстро угас, и вскоре Ил-103 сняли с производства.

Нынешний всплеск интереса к возобновлению производства самолета столь же необъясним, как и его остановка. Трудно разгадать задумки тех, кто сегодня решает судьбу российского авиапрома.

К примеру, попробуйте объяснить, как и почему в головы нашим чиновникам 12 лет назад пришла идея подписать соглашение о создании совместного предприятия ОАО «Вертолеты России» и англо-итальянской компанией AgustaWestland. Состоялась церемония закладки капсулы в честь начала строительства в поселке Томилино Московской области сборочного комплекса гражданских вертолетов АW139, на которой присутствовали глава Минпромторга Денис Мантуров и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Объявленные перспективы нового предприятия по размаху напоминали межпланетный шахматный турнир в Нью-Васюках. Хотя эксперты хватались за голову: заявленный вертолет AW139 уступал по грузоподъемности российскому аналогу, не годился для эксплуатации в северных широтах. К тому же он очень дорогой. «Это то же самое, что организовать за бюджетные деньги на АвтоВАЗе сборку „бентли“ или „майбахов“, — заявил эксперт в области вертолетной техники Евгений Матвеев. — Нам нужен народный вертолет».

Но кто же из наших чиновников, которым доверено принятие важных решений, прислушивается к профессионалам? Результат оказался предсказуем. Вместо 250 запланированных к производству машин AW139 на сегодня имеем лишь восемь (!). И это понятно: кому они нужны, если наши старички еще советского разлива Ми-8 и дешевле, а груза и пассажиров берут вдвое больше. Затея с треском провалилась, но кто за это ответил? Правильно, никто. И тот же министр снова бодро рапортует о выходе нашего авиапрома из кризиса и снова принимает странные решения.

Но вернемся к многострадальной машине Ил-103. Как заявил «Труду» бывший главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов, лично он был категорически против переноса производства машины в Венгрию. «Для меня очевидно, что этот непонятно кем инициированный проект не будет реализован, — сказал он. — Если продолжать самолет все же делать, то только в Луховицах. Но для начала надо бы задаться вопросом, кому самолет будет нужен в России».

С Таликовым солидарен и Герой России, летчик-испытатель Рубен Есаян: «Чушь какая-то! Наша машина должна делаться в России. У нас что, переизбыток рабочих мест в авиастроении, чтобы размещать заказы в других странах?»

А может, у нас уже не осталось специалистов, рабочих кадров, способных поставить на конвейер простой самолетик? Но тогда надо честно это признать, а не морочить голову разговорами о международной кооперации.

P.S. Наш великий авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов словно предвидел печальную перспективу одного из последних детищ руководимого им ОКБ. В его книге «О себе и самолетах» есть такие слова: «Судьба этой небольшой машины невольно натолкнула меня на размышления о судьбе авиационной промышленности России. К сожалению, они грустные. Я уверен, что такие самолеты нужны и для любителей авиации, а главное, для молодежи, которой государство обязано предоставить возможность изучать летное дело. Не исключаю, что ошибаюсь, и государство сегодня никому ничем не обязано».

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 7489
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4569
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4351
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

У 73% россиян нет сбережений, на которые можно прожить хотя бы четыре месяца

Александр Киденис
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Центральный банк РФ сообщил о рекордных объемах сбережений населения страны на банковских депозитах: на начало года они составили 57,5 трлн рублей. После чего министр финансов Антон Силуанов на съезде РСПП порекомендовал...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 4077
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...