В наблюдателях из-за рубежа в Узбекистане в эти дни недостатка не ощущалось. Практически все они констатировали демократичность состоявшихся выборов, особо отмечая серьезные преобразования, произошедшие в стране за последние годы.
Западным аналитикам и наблюдателям ОБСЕ было трудно проводить параллели между избирательным процессом в Узбекистане и в европейских государствах. И это понятно, поскольку Узбекистан находится лишь в начале пути к демократии. Однако и об этом говорил председатель ЦИК Узбекистана Буритош Мустафаев, предвыборная борьба даже в этих условиях была насыщена драматическими коллизиями.
В Узбекистане понимают, что к демократии нельзя перейти по указанию сверху, так как демократия - это не столько форма управления государством, сколько образ мышления граждан. Проще в одночасье объявить страну демократической, но как быть с ментальностью людей, привыкших к тому, что все за них решают в высоких кабинетах?
Самой многочисленной группой наблюдателей за выборами была российская. И это не случайно, так как уходящий год стал особым в укреплении российско-узбекских отношений во всех сферах экономики, политики, общественной жизни. Достаточно вспомнить лишь один документ, подписанный главами двух государств и ратифицированный парламентами, - Договор о стратегическом партнерстве. В Москве есть понимание того, что, сохраняя обозначенную однажды приверженность президентской формы правления, Узбекистан существенно расширяет базу подлинного народовластия, крайне необходимого для построения истинно демократического государства. Сегодня у граждан Узбекистана появилась надежда на то, что люди, делегированные ими в высший законодательный орган страны, будут настойчивее и последовательнее отстаивать их интересы.