Но не тут-то было. Из 42 "гастролеров", подпадающих под действие договоренностей, избавиться удалось лишь от... одного. Благой замысел, сообщает "Свенска Дагбладет", захлебнулся и утонул в море либеральных по духу и казуистическо-бюрократических "по букве" процедурных требований, всякого рода дополнений и изменений к уже принятому документу. Одно из них, например, устанавливает, что процесс передачи заключенного из одной страны в другую должен сопровождаться полным переводом со шведского на требуемый язык всех следственных материалов и протоколов судебных заседаний. Нетрудно посчитать, как это разорительно для казны. Да и сам процесс занимает до полутора лет. Самым же непреодолимым препятствием для реализации задуманного стало положение, гласящее, что выдворить человека на родину можно лишь... с его согласия. В большинстве случаев "добро" получить так и не удалось.
Обсуждение вопроса, "кому и где сидеть", проходило под аккомпанемент скандала с финном Юхой Вальяккала, приговоренным к пожизненному заключению за тройное убийство, совершенное в Швеции, но "мотавшим срок" в финской тюрьме. Воспользовавшись правом на отпуск, который предоставляется за хорошее поведение в течение определенного времени, Вальяккала убыл в неизвестном направлении с твердым намерением в камеру не возвращаться. Прихватив поджидавшую его супругу, уже отсидевшую 2 года за соучастие в том же деле, он из Средней Финляндии рванул на Север и без проблем... перешел шведскую границу. Благо задолго до Шенгенского соглашения североевропейские страны установили между собой безвизовый режим. Там он совершил еще одно преступление, угнав чужой "мерседес", на котором парочка укатила в сторону Стокгольма.
Когда полицейские засекли пропавший автомобиль и попытались прижать его к обочине, Вальяккала устроил такое автородео, что в пору было снимать сюжет для американского боевика. Однако уровень мастерства вождения в экстремальных обстоятельствах у преследователей оказался все-таки выше. Автомобиль с беглецами перевернулся, и вскоре их задержали. Теперь они предстанут перед шведским судом за угон. Второй срок для главного участника этой заварухи делает иллюзорной возможность через 12 - 15 лет получить помилование по пожизненному приговору. Хотя, не соверши Вальяккала побега, вероятность такого развития событий для него была бы реальной.
Шведская общественность, возмущенная, главным образом, слишком легкой процедурой получения отпуска из тюрьмы для таких закоренелых негодяев, как герой скандала финн Юха Вальяккала, оказалась в сложном положении. Большинство граждан разделяет мнение, что избавление от иностранного преступника желательно и необходимо. Но вот как добиться, чтобы "гастролеры", которых покарал шведский закон, гарантированно покидали пределы королевства, чтобы больше в него никогда не попадать, - этого, похоже, не знает никто.