БЕСПАКЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Оказывается, феминистки давно одержали победу в Швеции. Там совсем никакой правовой разницы между отцом и матерью не осталось. Даже декретный отпуск по уходу за новорожденным с 1974 года дают либо отцу, либо матери - на выбор. Шведские активисты предлагают еще ужесточить закон и обязать супругов уходить в декрет поровну: например, месяц через месяц. Поскольку тенденция касается всего развитого мира, нарушается тысячелетняя традиция отношения отцов и детей. Если раньше мужчина заключал с женщиной "пакетное соглашение" и любил детей этой женщины, пока любил саму женщину, то отношения "новых" отцов "беспакетны". Некоторая часть мужчин, сумевшая соответствовать современным представлениям об отцовстве, любит своих детей индивидуально, потому что растит их, возится с ними. Увы, именно они оказываются уязвимы....
- Брак между современными мужчиной и женщиной - брак по любви - не стабилен, - рассказывает Игорь Семенович. - Современный европеец в течение жизни женится три - пять раз. Во время очередного развода любой суд мира отдает детей женщине. При этом страдают именно отцы новой формации, которые не представляют себя без своих детей. На Западе и у нас такие мужчины собираются в общества "брошенных отцов", борются за свидания со своими детьми и право воспитывать их дальше. Только без особого толку - суды остаются на стороне женщин. А отцы старой формации разрывают "пакетное соглашение" и спокойно живут дальше.
НУЖЕН КАМЕРТОН
Правда, на этом приоритеты "старых отцов" заканчиваются. Требования ко всем без исключения мужчинам перевернулись за последние 90 лет. Напомню: в 1917 году усилиями Инессы Арманд и Александры Колонтай россиянки (первыми в мире) получили равные с мужчинами права. За это время утонули пять китов, на которых стояла патриархальная семья. Вести хозяйство, рожать и воспитывать детей сегодня можно женщине и в одиночку. Сексуально-эротическую жизнь современная семья скорее ограничивает, чем организует. Наконец совместное имущество супругов превращается в раздельное в соответствии с брачным контрактом.
Вместо пяти "патриархальных" китов появились два кита брака современного, демократического или, как его называют социологи, эгалитарного. Это эмоциональная поддержка и совместное развитие. То есть супруги должны обеспечивать друг другу уважение, признание, психологическую защиту и вместе стремиться к успеху. Как только они теряют желание любить и поддерживать друг друга, брак распадается. Тем чаще, чем дальше развивается цивилизация.
Так, в Голландии в 1960 году распадалась каждая четырнадцатая семья, а в 1985-м - каждая третья. В 1970 году каждая вторая семья распадается в Швеции и Америке, а в 1990 году и далее практически во всех крупных европейских городах распадается каждый второй брак. В России сегодня распадаются 2 брака из 5. Причем все чаще по инициативе женщин.
МОДЕЛЬ ШИМПАНЗЕ
С Еленой Коломейцевой мы встретились в московском Гагаринском отделении загс, где она писала заявление на развод.
- Вряд ли я когда-нибудь снова выйду замуж, - ответила она на вопрос "Труда". - Да и зачем? Зарабатываю хорошо. Но главное: не хочу, чтобы какой-то чужой мужчина начал говорить моему сыну, что и как делать. У нас и с родным папой таких проблем хватало.
Позиция Елены типична. Сегодня две трети разведенных женщин с детьми отказываются от идеи повторного брака из-за возможных проблем между детьми и отчимом. Треть женщин, еще не вступавших в брак, предпочитает рожать детей в одиночку, потому что никогда не видела вокруг себя счастливых семей с двумя родителями. Половина разведенных российских мужчин и женщин без детей отказываются от идеи повторного брака из-за разочарования в институте брака вообще.
Даже в продвинутой Швеции 40% женщин предпочитают рожать без мужа. Из доклада статистического департамента Еврокомиссии (Евростат) 15 мая 2006 года явствует, что в Евросоюзе число ежегодно заключаемых браков - 4,8 на 1000 человек населения, а число разводов - 2,1. Каждый третий ребенок в ЕС рождается вне брака. Сходные тенденции наблюдаются в США и Канаде. Может быть, брак постепенно становится пережитком, и мы приходим к модели шимпанзе, где отцовство сводится к зачатию?..
К счастью, нет. И в первую очередь потому, что детям остро необходимы их родные отцы.
ПРОБЛЕМА N1
"Наличие двоих преданных, активных родителей способствует повышению школьной успеваемости, снижению преступности, уменьшению поведенческих проблем, понижению риска злоупотреблений, подростковых самоубийств. Исследовательские данные ясны: отцы многое значат в жизни своих детей", - сказал президент США Клинтон в 2001 году, когда заявил о решимости "сделать ответственное отцовство национальным приоритетом".
Вызвана инициатива политика была тем, что 80% американцев, ответивших на анкету Гэллапа, назвали отцовство самой серьезной проблемой современности. Созданная Клинтоном организация Presidential Fatherhood Initiative приветствуется Джорджем Бушем, который ежегодно тратит на "поддержание ответственного отцовства" 300 миллионов долларов. Правда, пока заметных результатов ни от деятельности PFI, ни от множества подобных европейских организаций нет. Потому что кризис отцовства не случаен.
ДОСТУПНЫЙ ПАПА НЕ НУЖЕН
Раньше отца дома подолгу не было. Он охотился, воевал, торговал, плавал или строил. Детей своих видел редко. Личных контактов практически не имел. Зато обладал абсолютным авторитетом. Обеспечивал семье деньги и социальное положение. А детям служил примером для подражания и обеспечивал полицейскую функцию. Дети отца уважали и боялись. Помните ветхозаветное правило: "жалеешь розгу - не любишь сына"?
Правила домостроя были еще жестче: отцу запрещалось даже смеяться и играть с ребенком. Психологическая дистанция необходима была для отношений властвующий - подчиненный. Согласно Уложению 1649 года дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить "безо всякие пощады".
И вот все изменилось. Отец теперь рядом, с ним можно разговаривать и играть. Но по мере того, как "невидимый родитель" становится видимым, он все чаще подвергается критике со стороны жены и детей. Отцов начинают оценивать по традиционно женским критериям, по достижениям в той сфере деятельности, которой мужчины раньше не занимались и к которой их не готовили. Пьедестал рушится без остатка.
То есть отцы волей-неволей стараются перестроиться. С 1960 года американские мужчины, например, стали проводить с детьми на 30% больше времени. В наше время средняя отцовская вовлеченность в домашние дела составляет свыше 40%, а доступность - две трети материнской. Однако счастья отцам это не приносит. По результатам опросов детей на вопрос, "кто занимается вашим воспитанием", 67% отвечают, что мать, и только 22% - что оба родителя. А при разводе 9 из 10 отцов теряют контакт со своими детьми.
Больше того, с изобретением гормональных контрацептивов мужчины потеряли право принимать решение, быть ли ребенку и когда. Теперь эти вопросы решает женщина. Благодаря возможности генетического определения отцовства многие мужчины обнаруживают, что воспитываемые ими дети на самом деле зачаты не ими. По подсчетам Джона Мура, почти каждый 25-й ребенок появляется на свет не от того мужчины, который считается отцом. Это еще один источник мужской неуверенности. Получается, детей не обязательно иметь, трудно содержать, легко потерять, и в придачу они могут оказаться чужими.
ХОЧУ НЕЖНОГО И БОГАТОГО
Ситуация в России отличается от европейской некоторой дремучестью. У нас 60% женщин хотят, чтобы мужчина их обеспечивал. И 67% хотят, чтобы мужчина был нежным отцом и мужем.
- Это либретто из разных опер, - говорит Игорь Кон. - Либо авторитарный и жесткий мужчина-кормилец, либо нежный и демократичный - равный во всем, и в том числе в вопросе зарабатывания. Путаница, смешение разных функций только осложняют и так не простую ситуацию.
"Кризис отцовства", с одной стороны, аспект кризиса семьи (нестабильность брака, изменение критериев оценки его успешности, проблематичность распределения супружеских обязанностей в мире, где оба супруга работают), а с другой - кризиса маскулинности. Под таким термином имеется ввиду ослабление привычной мужской гегемонии.
Чтобы понять, что такое папа сегодня, нужны сотни исследований, которые во всем мире только начинаются. Важно понять: современное отцовство не имеет традиций, оно нащупывает, каким ему быть, ступая по целине. Это путь сложный и не быстрый. И, поскольку детям отцы нужны гораздо больше, чем дети отцам, а отцы никак не выяснят, в какой роли и на каких правах им теперь быть, остальные должны обращаться с отцами бережно. Ну хотя бы как с исчезающими амурскими тиграми.