
Государство неожиданно обогатилось на 38 млрд рублей из Приморья, получив конфискованное по суду ООО «Терней Золото» с перспективой добычи драгоценного металла на означенную сумму. «Золотой актив» забрали у депутата Госдумы единоросса Сергея Сопчука, ранее занимавшего должность первого вице-губернатора Приморского края, а до того — председателя Законодательного собрания Приморского края. Бизнес чиновника и народного избранника признан незаконным.
И по Конституции, и по федеральному закону члены Совета Федерации и депутаты Госдумы не вправе «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой». А Сопчук занимался бизнесом с 28 лет, когда создал собственное ИП «Фаворит». А с 33 лет был депутатом с небольшой передышкой, во время которой потрудился вице-губернатором и возвращался в «Фаворит» на должность гендиректора. И еще раз, когда был первым вице-губернатором и даже претендовал на губернаторское кресло.
А теперь Генпрокуратура утверждает, что, «исполняя функции представителя народа и осуществляя законодательные полномочия», господин Сопчук незаконно занимался коммерческой деятельностью«. В него даже стреляли — в период работы вице-губернатором, но вряд ли за усердное исполнение государственных обязанностей.
Кстати, ближайшим партнером Сопчука и соответчиком по прокурорскому иску о незаконном предпринимательстве являлся Василий Усольцев, ранее бывший депутатом Госдумы, помощником и первым вице-губернатором Приморья. И занимались они не мелочовкой — строили крупнейший золотой рудник. Партнеры вложили в многообещающий проект соответственно 1 млрд с лишним (доля Сопчука) и 138 млн (Усольцев). Хотя официальные доходы главного партнера за этот период составили лишь 60 млн. На вопрос, откуда денежки, ответить фигуранту нечего.
И даже уехав из Приморья после избрания в Госдуму, как сказано в материалах судебного дела, господин Сопчук «продолжил участвовать в его хозяйственно-финансовой деятельности... нелегально снабжать его денежными средствами, извлекать доход и обогащать себя запрещенным антикоррупционным законодательством способом».
А ведь наверняка такой Сопчук в России не один. Всего четырьмя месяцами раньше Гагаринский суд Москвы обратил в доход государства 32,54 млрд рублей, принадлежавшие экс-министру по делам «Открытого правительства» Михаилу Абызову. Изъятия денег потребовала Генпрокуратура, посчитав, что Абызов «с 2012 года скрывал от государства владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи членом правительства, незаконно управлял Сибирской энергетической компанией (СИБЭКО) — основным поставщиком электроэнергии в Сибири. В итоге Абызов продал ее, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность для чиновников».
За экс-министром числятся и другие грехи. Основанием для его задержания стало преступление, связанное с его энергетическим бизнесом. Но тогда на поверхности лежат вопросы. Почему Абызов мог с 2012 года скрывать от государства владение пятью кипрскими офшорами? Каким образом Сопчук много лет безнаказанно занимался бизнесом, приносившим госчиновнику огромные левые доходы? Ведь миллиард, вложенный в строительство рудника, он не на дороге нашел. И что было бы, добейся он в сентябре 2018-го назначения на должность губернатора Приморья?
Таких чиновников-бизнесменов, прикрывающихся мандатами, в России станет больше. В конце минувшего года Госдума приняла в первом чтении законопроект о засекречивании информации о жизни и имуществе чиновников и силовиков. Конфиденциальными станут сведения из всех государственных баз данных — от реестра недвижимости и предпринимателей до социальных взносов и штрафов за нарушение ПДД. Зачищать сведения из этих баз будут в отношении представителей спецслужб и правоохранительных органов, судей, прокуроров, а также чиновников из контрольных органов — налоговиков, таможенников, аудиторов и т. д.
P.S. Кстати, с 2017 года в стране уже действует закон о выведении из-под общественного контроля информации о семьях высших чиновников. Именно по нему вместо собственника в реестре недвижимости теперь можно увидеть запись «физическое лицо» или «Российская Федерация». И только попробуй открыть уголовное дело о коррупции против «Российской Федерации» — мало не покажется...