А говорят, предводитель некогда знаменитой группы «Ленинград» скандалист Сергей Шнуров выдохся. Да ничего подобного! Как и 20 лет назад, он способен одним клипом поставить страну на уши. Точнее, на высоченные каблуки «лабутенов». Представьте: 23 млн просмотров на YouTube только за две недели существования песни «Экспонат», где вокруг этих самых «лабутенов» разыгрывается девичья драма посильнее «Фауста» Гете. Да не просто драма, а с продолжением: фирма Christian Louboutin заявила протест в связи с несанкционированным использованием ее торговой марки.
Скандал разгорелся, когда имиджем заветных туфель воспользовались организаторы мультимедийной выставки Ван Гога в московском центре дизайна Artplay. Песня-то начинается строкой «Водил меня Серега на выставку Ван Гога». Бойкие арт-менеджеры поймали волну и объявили акцию: всем девушкам на каблуках выше 10 см вход на экспозицию в День влюбленных, 14 февраля, и даже накануне, 13-го, бесплатный. А всем Сергеям — за полцены (кстати, а что получат Сереги, пришедшие на выставку на высоких каблуках?).
Представители Christian Louboutin заявили, что они против такого использования своего бренда. Правда, чуть позднее сотрудник российского бюро фирмы Светлана Тимошенко разъяснила, что к песне производитель обуви претензий не имеет, да и с Artplay судиться не намерен. По-видимому, в компании сообразили, что нежданно-негаданно получили грандиозную рекламу тиражом в десятки миллионов. И еще неизвестно, кто кому должен за продвижение. Ведь Шнур у нас был популярен задолго до своего обращения к обувной теме.
Тут уже, видно, фирме пришлось делать защитный ход: ее агент в ЦУМе сказал радиостанции «Говорит Москва», что выход клипа не повлиял на продажи их продукции. А представьте, что таки повлиял бы, причем в сторону повышения? И оказалась бы компания со всеми ее потрохами в заложниках у безбашенного Сереги, и попала бы с ним, Шнуром, на такого Ван Гога, что мало не покажется. Но тут обувщиков, видимо, спасли их собственные цены: мало кто из потребителей творчества Шнура может себе позволить пару выходной обуви, стоимость которой соразмерна хорошей столичной зарплате, а то и двум.
Сам же Шнур под свой очередной творческий выплеск подвел идейную подкладку. То, что фанаты песни стали массово перекрашивать подошвы своей обуви в красный цвет («как на лабутенах»), он назвал модным ныне словом «импортозамещение».
И еще деталь. Ни у кого из участников дискуссии не вызвал возражение присутствующий в клипе смачный мат. Или это тоже своего рода брендовый знак, на сей раз самого Шнура? Кстати, надеемся, Сергей не станет требовать компенсации у тех, кто несанкционированно пользуется этими словами. Иначе он станет самым богатым человеком в стране, а нас, грешных, просто разденет до трусов.
Слово эксперту
Ирина Тулубьева, управляющий партнер компании «Тулубьева, Осипов и партнеры»
— Песня — это творческий акт, и здесь упоминание названия фирмы допустимо. А вот в продвижении товаров и услуг, где этот бренд используется напрямую, необходимо испрашивать разрешение фирмы. Ситуация с выставкой в этом смысле неоднозначна.