Тепличные овощи принято хаять: дескать, сплошная «химия», и того хруста, что рождается на грядке, нет. Спору нет, все мы любим огурчик с огорода, тем более сейчас, в разгар лета. Но представьте на секунду, что мы оказались без тепличных овощей — и с чем останемся? Ведь огороды даже в провинции быльем поросли. Куда проще купить в супермаркете полный набор для салата. Между тем рынок далек от насыщения. Потребности в тепличной овощной продукции сегодня — 3 млн тонн, а отечественные производители в 2019-м планируют поставить потребителям 1,3 млн. Что тормозит развитие отрасли, почему инвесторы не спешат вкладываться в новые теплицы, с какими трудностями сталкиваются овощеводы? В этом разбирался наш репортер, побывавший на двух крупных тепличных комбинатах Нечерноземья — «Высоковском» (Кострома) и «Ярославском» (предприятие Группы компаний «Горкунов», Ярославль).
В теплицах костромского комплекса «Высоковский» всегда лето: плюс 25. Пузатые помидоры как на картинке, в них можно увидеть свое отражение. Живописно свисают гроздья томатов черри. Фоном звучат Beatles. Это чтобы растения лучше росли? «Да нет, просто под музыку работается лучше», — рушат мою версию тепличницы.
«Наши овощи растут на минерально-ватном субстрате, каждое растение подключено к системе капельного орошения, через которую компьютером подается питание», — объясняет главный агроном Алексей Корнилов. Он здесь работает больше 30 лет. Говорят, когда Алексей Владимирович заходит в теплицу, растения вытягиваются по струнке...
Просторы одного из старейших комбинатов, основанного еще в СССР в 1982 году, растянулись на 20 гектаров. Здешние огурчики подавали на стол первым лицам, наезжавшим в Кострому, со времен Бориса Ельцина. Сегодня на комбинате ежегодно выращивают более 7 тысяч тонн овощей — знаменитые огурцы с пупырышками, три вида томатов, перец и салат. В феврале здесь впервые высадили баклажаны (пока на нашем рынке до 95% «синих» — привозные, в основном из Голландии и Турции, но в планах к 2022 году вытеснить импорт). Правда, овощ капризный, растет медленно, но на предприятии не сомневаются, что и баклажан в Костроме приживется.
По словам Корнилова, тепличные комплексы десяток лет назад и сейчас — это разные планеты. Сегодня все производство компьютеризировано, работают капельное орошение и автономные энергоустановки.
«Наша агрохимическая лаборатория ежедневно уточняет, какие питательные вещества растение забирает, чего ему не хватает», — говорит Корнилов.
И контроль теперь жесткий, иначе на прилавки крупных торговых сетей путь заказан. «Чтобы попасть, например, в «Пятерочку», мы серьезнейшую проверку прошли. Какую воду используем, как ее очищаем, что за удобрения применяем», — делится главный агроном.
Высокую рентабельность показывают комбинаты, где овощи можно получать круглый год. По данным президента Ассоциации «Теплицы России» Алексея Ситникова, их доля в общем объеме тепличных хозяйств составляет примерно 25%. К таковым относится и комбинат «Ярославский». Его площадь — 16,6 гектара, а урожайность огурцов почти вдвое выше. «Когда тепличный комплекс возводят в чистом поле, безусловно, в приоритете новые конструкции. И особенно их потенциал раскрывается на томатах», — подчеркивает Ситников.
Однако специалисты убеждены, что в некоторых случаях выгоднее обновить оборудование, оснастив производство современной автоматикой, чем ломать устаревшие конструкции. Так поступили на «Высоковском». Раньше первый оборот огурцов здесь начинался в феврале и заканчивался в июле, второй — с июля по ноябрь. Получалось, в декабре — январе теплицы простаивали из-за недостаточной освещенности. «Раньше февраля огурец у нас плодоносить не может, томат «просыпается» не раньше марта», — сетует Алексей Корнилов. С этого года теплицы начали подсвечивать искусственно, так что теперь овощи можно выращивать круглый год.
Срок жизни тепличных огурцов — всего 14 дней, томатов — 21, но этого времени хватает производителям, чтобы доставить свою продукцию в Уральский и Поволжский округа и даже в Западную Сибирь. В планах наладить и экспортные поставки. «В Эстонии, например, огурец стоит 3,5-4 евро, у нас — 1,5, так что экспортный потенциал налицо», — уверен Ситников. Тем более государство намерено компенсировать затраты на логистику.
В ближайшие шесть лет на развитие агропромышленного комплекса государство планирует выделить более 350 млрд рублей, из которых часть направят на развитие тепличных хозяйств. Чтобы к 2025 году в России доля отечественных овощей, выращенных на закрытом грунте, на рынке увеличилась с нынешних 67 до 85%.
Может, это приведет к снижению цен на продукцию? Пока в течение сезона оптовая цена за 1 кг огурцов может колебаться от 18 до 170 рублей. Хотя средняя стоимость огурцов — 50-60 рублей, томаты продают по 45-50, баклажаны — по 170, перец — по 170-180 рублей за килограмм. В общем, недешево.
По словам овощеводов, рынок диктует такие цены — спрос на тепличные овощи по-прежнему велик. Если пять лет назад аграрии выращивали в закрытом грунте 650 тысяч тонн овощей при импорте в 2 млн, то в текущем году планируется получить вдвое больше. При этом доля импортной продукции должна сократиться до 900 тысяч тонн. Так что отрасли есть куда развиваться.
После старта программы по импортозамещению российские производители наладили выпуск большей части сопутствующей инфраструктуры — субстрат, капельные системы, удобрения. Даже опылять огурцы и помидоры доверили отечественным шмелям и пчелам. Вот если бы еще правительство и законодатели не подкидывали сюрпризы! Такие, как увеличение НДС до 20% на оборудование, материалы и иные составляющие с сохранением ставки НДС 10% на овощную продукцию. Или введение 10-процентного налога для сельхозпредприятий с оборотом свыше 90 млн рублей (большая часть тепличных комбинатов относится к этой категории), которого раньше не было: Все это бьет производителя по рукам.
С 1 января отменили программу компенсации инвесторам прямых затрат для тепличных комбинатов (до 2017 года возмещали 20% капвложений). Прекращена и компенсация по госпрограмме капитальных затрат на строительство тепличных комплексов, которая предусматривала возмещение в размере 10%. По словам Алексея Ситникова, под эту программу были выстроены эффективные финансовые модели, в рамках которых планировалось ввести в строй 400 гектаров теплиц. «Инвесторам пришлось спешно корректировать планы, — жалуется глава Ассоциации «Теплицы России». — А ведь чтобы тепличные хозяйства могли развиваться и модернизироваться, нужны понятные условия работы, нужна стабильность».
Кстати
Для импортных и отечественных производителей нужно создавать равные условия. «Нашу продукцию проще контролировать, а импортные овощи проверяют только на границе. Чем их там «кормили» в процессе выращивания, никто толком не знает, — объясняет Алексей Ситников. — Если бы отечественные и зарубежные производители были в равных условиях, нам было бы проще конкурировать».