Главная Культура 19:01 28 Января 2017 7048
Смотри Коляду - повышает либиду

«Коляда-театр» завершает свои гастроли в Москве. В залах - яблоку негде упасть. А театральных критиков за все время автору этой заметки встретились один-два…

Сергей Бирюков

В Москве подходят к концу традиционные (ежегодно в январе) гастроли знаменитого екатеринбургского «Коляда-Театра», на этот раз с полным основанием названные фестивалем. Еще бы: две с лишним недели по два с лишним (в среднем) спектакля в день в Театральном центре «На Страстном» и в соседних Боярских палатах. Плюс читки пьес молодых уральских авторов. Плюс несколько новых форматов — КиноLook (киновечер новелл в жанре «Екатеринбург, я люблю тебя»), «Суп-театр» (квартирник с основателем и бессменным руководителем коллектива Николаем Колядой)... В залах — яблоку негде упасть. Театральных критиков за все время автору этой заметки встретились один-два. Отчего так?

Николай Коляда - после представления: «Да какой же это успех, когда в кассе ни одной пятитысячной!»

Даже пресс-конференция у Коляды — уже театр. Николай Владимирович на манер Рудого Панька сыплет занимательными историями о том, как его частный театр, не имея спонсоров, затыкает за пояс по посещаемости какой-нибудь там Уральский академический, как его, Коляду, исполняют во Франции, Германии, Польше и еще немалом числе стран и что именно вошло в 5-8-й тома выходящего 12-томника (!) его пьес... Лишь изредка позволялось вставить по паре фраз ветерану уральской сцены Тамаре Васильевне Зиминой (которая на сцене в свои 73 по энергии и молодости духа даст фору большинству 23-летних) и ныне международно прославленному (благодаря фильмам «Ангелы революции» и «Орлеан») Олегу Ягодину.

Среди 35 (!) привезенных постановок — целый блок премьер: «Фальшивый купон», «Весна советская», «Пиковая дама», «Дыроватый камень», «Москва — Петушки», «Старосветская любовь»... Начнем, как водится, с классики, которую Коляда ставит в своеобразной манере. Часто он берет лишь мотивы произведения, причудливо обрамляя их собственными текстовыми фантазиями, аранжируя шаманскими плясками, акробатическими этюдами, народными песнями. Изобретательность — всегда на высоте. С убедительностью выходит по-разному.

Например, перед спектаклем «Пиковая дама» Коляда сообщил, что, перерабатывая пушкинскую повесть, сделал акцент на немецком происхождении Германна. Выглядит это так: герой (Олег Ягодин), кутаясь в шубу, валенки, бабкин платок и ушанку, шипит нечто немецкоподобное — очевидно, по поводу холодной и грязной России. Рядом — нашенская игорная публика демонстрирует, как ей жарко (для чего постановщик одел ее как обитателей мексиканского курорта). Естественно, сразу на ум лезет нехитрая присказка: что русскому хорошо, то немцу — смерть. Но зачем она? Обсуждаются давние похождения Мегеры, то бишь Венеры Московской — престарелой Графини. И она изображена вдруг германоманкой, да еще и сумасшедшей. Лизавета Ивановна — тоже германоманка, зубрит немецкую книгу «Хорошая хозяйка», чтобы выйти замуж за благополучного бюргера. Герои постоянно пикируются: Графиня называет Германна немчурой, он своих сослуживцев русскими свиньями... Часа полтора это выглядит занимательно. Но дальше ты все больше недоумеваешь: ради чего все это затеяно?

Особняком среди «классических» спектаклей Коляды стоит «Старосветская любовь» — вариация гоголевских «Старосветских помещиков». Николай Владимирович предварил показ обещанием: сперва будет смешно, а потом захочется плакать. Именно так и случилось. Вот на «Пиковой...» плакать не хотелось ни разу. Здесь же Коляда наглядно доказывает, как не правы хрестоматийные толкователи, говорившие, будто Гоголь насмехается над растительной помещичьей жизнью. «Старосветские» были бы действительно пусты и смешны, если бы эти два старичка не любили друг друга истинной, самозабвенной, громадной любовью. Все эти «ноженьки-спатеньки-кушанькать» не пошлая сентиментальность, а выражение нежности. И орнаментально-хороводные надстройки Коляды над гоголевской канвой это только подчеркивают...

Вера Цвиткис в монодраме по Стивену Кингу «Долорес Клейборн»

И все же по-настоящему органичен Коляда не в классике, а в показе того, что знает лучше всего: современной народной жизни с ее типажами — грубыми, вычурными, наивными, глупыми, мудрствующими, но всегда хватающими тебя своими судьбами за самое сердце. Как в «Дыроватом камне», где что ни образ, то сочный материал для изумительных уральских актеров: пожилая искательница возвышенной любви Галина Сергеевна (Тамара Зимина), громогласная правдорубка Лариса Сергеевна (Светлана Колесова), благостный божий одуванчик Вера Сергеевна (Любовь Ворожцова), бравирующий своей неоцененностью отставной скрипач оперного оркестра Игорь Петрович (Сергей Федоров)... Все вместе они воссоздают такие характеры, что Коляду можно смело назвать продолжателем дела Шукшина.

Ну, и на десерт, вишенкой на торте — музыкальный спектакль «Весна советская» по мотивам советских оперетт. Беспроигрышный вариант для всех возрастов и вкусов! Час двадцать без перерыва — та необременительная дань танцевальному и песенному соц-арту, которую охотно отдадут и внуки тех, кто под это пел и танцевал. Все это под демонстрацию вечнозеленых кинокад-ров из «Кавказской пленницы», «Места встречи...» и, по-моему, даже «Марьи-искусницы». А в конце — прямо-таки революционный смех под «Плясовую» Дунаевского из «Вольного ветра»: сам Ленин выходит из пыльного угла клуба, где хранился его портрет, и начинает дирижировать опереттой. А что, может, если бы направить неуемную энергию Ильича в такое сугубо доброе русло, как музкомедия с ее морем зажигательных мелодий (Стрельников, Милютин, Хренников, Петров — от одного перечисления имен хочется улыбаться), мир бы избежал многих неприятностей.

В спектаклях уральцев даже Ленин агитирует за музыку и театр

Коляда — это удивительное сочетание тиражности и оригинальности. Могу понять театральных критиков, которые на него не ходят: смотреть бесчисленные спектакли-камлания, сделанные по схожему лекалу, не всех тянет. Но тогда ты можешь пропустить в огромной куче продукции, скажем, талантливую молодежную работу руководимого Колядой же Центра современной драматургии вроде «Мне мое солнышко больше не светит» петербургских авторов Алексея Забегина и Владимира Антипова. Или старую, но не стареющую бенефисную вещь той же Тамары Зиминой «Девушка моей мечты». Или совсем новую пьесу и постановку «Бы» Дмитрия Соколова о женщине, накануне собственного 60-летия встречающей четырех своих сыновей, которых почему-то всех зовут Сергеями: это призраки не рожденных ею из-за абортов детей.

Тема бездетности и безлюбности — жизни без любви, без понимания, без сочувствия — сейчас особенно тревожит молодых драматургов. По крайней мере в той версии молодежной драматургии, что преподносит нам Коляда. Он, в отличие от госпожи Мизулиной, ничего тебе не запрещает — просто показывает трагический крах жизни, не породившей новой жизни, и от этого сжимается сердце.

Да уже сама чудовищная плодовитость Коляды достойна изумления. Его энергия брызжет и заражает. И это хорошо, особенно в пору столь модного кризисного уныния. Завершить эти заметки хочу по-частушечному, в духе его пьес: смотри Коляду — повышает либиду.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9488
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7186
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?