Главная Культура 19:01 28 Января 2017 7102
Смотри Коляду - повышает либиду

«Коляда-театр» завершает свои гастроли в Москве. В залах - яблоку негде упасть. А театральных критиков за все время автору этой заметки встретились один-два…

Сергей Бирюков

В Москве подходят к концу традиционные (ежегодно в январе) гастроли знаменитого екатеринбургского «Коляда-Театра», на этот раз с полным основанием названные фестивалем. Еще бы: две с лишним недели по два с лишним (в среднем) спектакля в день в Театральном центре «На Страстном» и в соседних Боярских палатах. Плюс читки пьес молодых уральских авторов. Плюс несколько новых форматов — КиноLook (киновечер новелл в жанре «Екатеринбург, я люблю тебя»), «Суп-театр» (квартирник с основателем и бессменным руководителем коллектива Николаем Колядой)... В залах — яблоку негде упасть. Театральных критиков за все время автору этой заметки встретились один-два. Отчего так?

Николай Коляда - после представления: «Да какой же это успех, когда в кассе ни одной пятитысячной!»

Даже пресс-конференция у Коляды — уже театр. Николай Владимирович на манер Рудого Панька сыплет занимательными историями о том, как его частный театр, не имея спонсоров, затыкает за пояс по посещаемости какой-нибудь там Уральский академический, как его, Коляду, исполняют во Франции, Германии, Польше и еще немалом числе стран и что именно вошло в 5-8-й тома выходящего 12-томника (!) его пьес... Лишь изредка позволялось вставить по паре фраз ветерану уральской сцены Тамаре Васильевне Зиминой (которая на сцене в свои 73 по энергии и молодости духа даст фору большинству 23-летних) и ныне международно прославленному (благодаря фильмам «Ангелы революции» и «Орлеан») Олегу Ягодину.

Среди 35 (!) привезенных постановок — целый блок премьер: «Фальшивый купон», «Весна советская», «Пиковая дама», «Дыроватый камень», «Москва — Петушки», «Старосветская любовь»... Начнем, как водится, с классики, которую Коляда ставит в своеобразной манере. Часто он берет лишь мотивы произведения, причудливо обрамляя их собственными текстовыми фантазиями, аранжируя шаманскими плясками, акробатическими этюдами, народными песнями. Изобретательность — всегда на высоте. С убедительностью выходит по-разному.

Например, перед спектаклем «Пиковая дама» Коляда сообщил, что, перерабатывая пушкинскую повесть, сделал акцент на немецком происхождении Германна. Выглядит это так: герой (Олег Ягодин), кутаясь в шубу, валенки, бабкин платок и ушанку, шипит нечто немецкоподобное — очевидно, по поводу холодной и грязной России. Рядом — нашенская игорная публика демонстрирует, как ей жарко (для чего постановщик одел ее как обитателей мексиканского курорта). Естественно, сразу на ум лезет нехитрая присказка: что русскому хорошо, то немцу — смерть. Но зачем она? Обсуждаются давние похождения Мегеры, то бишь Венеры Московской — престарелой Графини. И она изображена вдруг германоманкой, да еще и сумасшедшей. Лизавета Ивановна — тоже германоманка, зубрит немецкую книгу «Хорошая хозяйка», чтобы выйти замуж за благополучного бюргера. Герои постоянно пикируются: Графиня называет Германна немчурой, он своих сослуживцев русскими свиньями... Часа полтора это выглядит занимательно. Но дальше ты все больше недоумеваешь: ради чего все это затеяно?

Особняком среди «классических» спектаклей Коляды стоит «Старосветская любовь» — вариация гоголевских «Старосветских помещиков». Николай Владимирович предварил показ обещанием: сперва будет смешно, а потом захочется плакать. Именно так и случилось. Вот на «Пиковой...» плакать не хотелось ни разу. Здесь же Коляда наглядно доказывает, как не правы хрестоматийные толкователи, говорившие, будто Гоголь насмехается над растительной помещичьей жизнью. «Старосветские» были бы действительно пусты и смешны, если бы эти два старичка не любили друг друга истинной, самозабвенной, громадной любовью. Все эти «ноженьки-спатеньки-кушанькать» не пошлая сентиментальность, а выражение нежности. И орнаментально-хороводные надстройки Коляды над гоголевской канвой это только подчеркивают...

Вера Цвиткис в монодраме по Стивену Кингу «Долорес Клейборн»

И все же по-настоящему органичен Коляда не в классике, а в показе того, что знает лучше всего: современной народной жизни с ее типажами — грубыми, вычурными, наивными, глупыми, мудрствующими, но всегда хватающими тебя своими судьбами за самое сердце. Как в «Дыроватом камне», где что ни образ, то сочный материал для изумительных уральских актеров: пожилая искательница возвышенной любви Галина Сергеевна (Тамара Зимина), громогласная правдорубка Лариса Сергеевна (Светлана Колесова), благостный божий одуванчик Вера Сергеевна (Любовь Ворожцова), бравирующий своей неоцененностью отставной скрипач оперного оркестра Игорь Петрович (Сергей Федоров)... Все вместе они воссоздают такие характеры, что Коляду можно смело назвать продолжателем дела Шукшина.

Ну, и на десерт, вишенкой на торте — музыкальный спектакль «Весна советская» по мотивам советских оперетт. Беспроигрышный вариант для всех возрастов и вкусов! Час двадцать без перерыва — та необременительная дань танцевальному и песенному соц-арту, которую охотно отдадут и внуки тех, кто под это пел и танцевал. Все это под демонстрацию вечнозеленых кинокад-ров из «Кавказской пленницы», «Места встречи...» и, по-моему, даже «Марьи-искусницы». А в конце — прямо-таки революционный смех под «Плясовую» Дунаевского из «Вольного ветра»: сам Ленин выходит из пыльного угла клуба, где хранился его портрет, и начинает дирижировать опереттой. А что, может, если бы направить неуемную энергию Ильича в такое сугубо доброе русло, как музкомедия с ее морем зажигательных мелодий (Стрельников, Милютин, Хренников, Петров — от одного перечисления имен хочется улыбаться), мир бы избежал многих неприятностей.

В спектаклях уральцев даже Ленин агитирует за музыку и театр

Коляда — это удивительное сочетание тиражности и оригинальности. Могу понять театральных критиков, которые на него не ходят: смотреть бесчисленные спектакли-камлания, сделанные по схожему лекалу, не всех тянет. Но тогда ты можешь пропустить в огромной куче продукции, скажем, талантливую молодежную работу руководимого Колядой же Центра современной драматургии вроде «Мне мое солнышко больше не светит» петербургских авторов Алексея Забегина и Владимира Антипова. Или старую, но не стареющую бенефисную вещь той же Тамары Зиминой «Девушка моей мечты». Или совсем новую пьесу и постановку «Бы» Дмитрия Соколова о женщине, накануне собственного 60-летия встречающей четырех своих сыновей, которых почему-то всех зовут Сергеями: это призраки не рожденных ею из-за абортов детей.

Тема бездетности и безлюбности — жизни без любви, без понимания, без сочувствия — сейчас особенно тревожит молодых драматургов. По крайней мере в той версии молодежной драматургии, что преподносит нам Коляда. Он, в отличие от госпожи Мизулиной, ничего тебе не запрещает — просто показывает трагический крах жизни, не породившей новой жизни, и от этого сжимается сердце.

Да уже сама чудовищная плодовитость Коляды достойна изумления. Его энергия брызжет и заражает. И это хорошо, особенно в пору столь модного кризисного уныния. Завершить эти заметки хочу по-частушечному, в духе его пьес: смотри Коляду — повышает либиду.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6032
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4495
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....