Если у братьев Стругацких понедельник начинался в субботу, то новогодняя комедия «Вечер шутов, или Серьезно с приветом» выходит в прокат уже в конце ноября. Одна из главных ролей в ней досталась актрисе и телеведущей Алисе Гребенщиковой. У моей собеседницы за спиной шесть десятков ролей в кино и театре, участие в популярных телешоу. Но здесь сам календарь подсказал нам тему разговора: о новогоднем и вечном.
— Алиса, вообще-то на новогоднюю тему снято лент немерено — на все вкусы. К какой из них ближе ваша картина, кому она предназначена?
— Люблю каждую минуту своей жизни и никогда не работаю со скучными, разочарованными людьми. Познакомившись с создателями этого фильма, я сразу поняла, что нам по пути. Режиссер Лилия Трофимова и продюсер Сергей Колешня — фанаты своего дела, умеющие создать особое настроение, а это в новогоднем кино главное. Я очень надеюсь, что картина найдет отклик в сердцах самой широкой аудитории, в том числе и у моего дедушки, и у родителей, и у сына, и у моих одноклассников: Вот бы сходить в такой пестрой компании в кино! Ну чем не новогоднее желание, которое можно загадать уже сегодня?
А еще мне дорого, что «Вечер шутов...» позволит людям, что называется, выдохнуть. Мы все очень устали за этот сумасшедший год. Бесконечные тревоги, ощущение опасности, все эти изоляция с дистанционкой... Хочется привнести в жизнь хотя бы чуточку Диснейленда. Вспомнить, что помимо глобальных проблем у каждого из нас есть близкие, любимые люди, которым так нужно наше тепло и участие.
— А сами вы обычно как встречаете Новый год?
— С тех пор как у меня родился сын Алексей, стараемся встречать праздник вместе с моими родителями и дедушкой. Побыть тихим семейным кругом с теми, с кем в обычные будни увидеться трудно. А проведя первые семь лет жизни Алеши на даче, не могу придумать лучших новогодних каникул, чем в загородном доме. В моей жизни бывал и день 31 декабря на берегу Индийского океана. Но он оставил крайне странное ощущение, как будто я вообще осталась без праздника. Так что больше никаких южных пляжей в Новый год!
К тому же на нынешних каникулах я надеюсь представить в Московской консерватории новую программу из цикла «Сказки с оркестром» — и это, конечно же, будет «Снежная королева». История интересная и поучительная во все времена. Заморозить себя и свое сердце, чтобы сохранить молодость и оградиться от страданий, — такое ведь и сегодня многие из нас не прочь совершить. Но почему-то ничего не получается. Почему? Очень хочется ответить на этот вопрос — а может быть, и разобраться в себе самой...
— А в какую из не сегодняшних эпох вам хотелось бы перенестись? С кем встретиться?
— Знаете, я не раз об этом думала. Примерно так: вот оказаться бы в Москве 1920 года, чтобы поддержать Марину Цветаеву хотя бы вязанкой дров... Но потом пригляделась внимательнее ко дню сегодняшнему и увидела: если хочешь кого-то поддержать, не нужно убегать в другое время.
Алиса Гребенщикова и Юрия Александрова в жизни дружат так же, как их героини Зинаида и Стелла. Фото All Star Media
Как много вокруг нас достойных и талантливых людей, которым будет в радость хотя бы твое доброе слово, комментарий в «Фейсбуке», букет цветов или дружеский разговор в ночи на кухне.
— Вы вообще мечтательны или, наоборот, твердо стоите в жизни на ногах?
— Я очень романтична, но это не мешает мне с юности ценить независимость. По-моему, эти два качества не слишком противоречат друг другу. По крайней мере я стремлюсь совмещать жесткость своей продюсерской деятельности и нежность актерской. Выходя на сцену, откладываю в сторону кнут и холодную рассудительность, превращаясь в фею.
— Тут я сразу припомнил ваше поразительное, почти профессиональное катание на коньках в телешоу «Ледниковый период». Откуда это умение?
— У меня хорошая танцевальная база, но здесь скорее сыграло роль мое упорство по жизни. Я не привыкла сдаваться, работаю, пока не падаю, но стараюсь выжать все по максимуму. Правда, как раз сейчас оказалась пойманной вирусом, смешавшим планы всего мира. Но, надеюсь, это поворот кратковременный.
— Театр, телевидение, кино... В каком порядке по степени важности они для вас располагаются?
— Ну это из разряда вопросов: «Девочка, кого ты больше любишь — папу или маму?» Для меня это разные грани одной профессии. Хотя везде есть нюансы. Например, в кино нужно уметь моментально концентрироваться, включаться в снимаемую сцену — вне зависимости от времени суток и того, сколько часов тебе пришлось ждать с момента предыдущей съемки. Эту закончили снимать в полночь, а ключевую сцену, где ты рыдаешь или что-то в этом духе, снимают под утро. И надо не забыть отвернуться от камеры, чтобы был виден только кончик носа, а свет упал бы на половину лица... Снова и снова вживаться в роль непросто, зато кино способно сразу же, по горячим следам, дарить радость актерской удачи.
На съемках фильма «Мятный пряник» (выход пока задерживается) мы с Ваней Кокориным играли семейную пару, стоящую перед сложным выбором. Супруги лежат, глядя в потолок и не касаясь друг друга, их диалог затухает, и у Вани течет слеза. Первый дубль сыгран, режиссеру потребовался еще один. И во второй раз он попросил перевести фокус на меня. Слеза у Вани блеснула еще ярче, а когда в фокусе оказалась я, ровно такая же слеза стекла и по моей щеке. Как это могло произойти, сама не понимаю. Но произошло. И кто после такого не скажет, что кино — это чудо?
— Как вы проводите свободное время? Книги, музыка, автомобиль, путешествия?
Путешествия - одна из страстей Алисы. Фото Анастасии Бельской предоставлено компанией All Star Media
— Обожаю путешествия! Однодневные, на выходные, на несколько дней — любые. С удовольствием провожу время за рулем, а мой сын — идеальный компаньон для долгих поездок. Исследуем новые для нас города и страны. Решили объехать все бывшие союзные республики СССР, и уже получилось побывать в половине из них. А впереди еще столько интересного!
— А просто телезрительницей быть случается?
— У меня дома нет телевизора, и я редко сталкиваюсь с ним в гостях. Просмотр телепередач как-то с детства меня не увлекал, а в 19, как только я стала жить одна, поняла, что вовсе не нуждаюсь в этом способе получения информации. Напомню, что интернета тогда в жизни обычного человека не было, это еще прошлый век... Ха-ха, мне ужасно нравится примерять на себя слова «прошлый век» — звучит солидно и почему-то смешно... Ну а сейчас есть соцсети, общение переместилось туда.
— Как современной, много работающей, имеющей семью женщине выглядеть эффектно? Не поделитесь секретом?
— А что это такое — эффектная женщина? В понимании некоторых это та, вслед которой оборачиваются, да еще присвистывают? Или в ресторане присылают шампанское от соседнего столика? Я далека от такого образа. Чтобы носить красивые платья и каблуки, укладывать волосы, чтобы дышать духами и туманами, у меня есть сцена и съемочная площадка. В жизни же внимание собеседников, как правило, привлекают светящиеся жизнью глаза. И этого, поверьте, вполне достаточно. Можете так и написать: главный секрет — увлеченность жизнью, азарт.
— Что ценного дал вам этот год?
— Я вернулась во МХАТ имени Горького, это новый виток моей профессиональной биографии. Мы с Эдуардом Бояковым, который пришел сюда на пост художественного руководителя два года назад, работаем вместе больше 15 лет, я доверяю его чутью и вижу, как с приходом Эдуарда театр задышал по-новому. Мне радостно быть задействованной в этой главе. Уже вышла первая премьера с моим участием — спектакль «Некурортный роман», отзывы зрителей вдохновляют идти дальше.
— Если бы вы с вашим эмоциональным и организаторским опытом вдруг стали президентом страны, что бы сделали в первую очередь? Это ведь не такая уж фантастика, вон перед глазами хотя бы пример Молдавии...
— Ну уж нет, у меня самой нет ни малейших политических амбиций. Я, пожалуй, не боец. А что еще важнее — я реалист. И знаю, что вот так вдруг президентами в России не становятся. Так стоит ли рассуждать о том, чего быть не может? Мое главное дело, назначение — это воспитывать сына. А еще — дарить людям радость погружения в хорошую литературу. Можно и проще сказать: дарить радость!