Красные волки — злейшие враги Маугли в сказке Киплинга — в жизни оказались совсем неагрессивными созданиями. Они и стаями уже давно не живут, потому что в природе их осталось несколько десятков. Поджарые, немного пугливые, с печальными глазами. Отцы семейств вяло прохаживались по вольерам Московского зоопарка, а хвостатые мамаши тем временем занимались молодняком.
Внешне красные волки похожи на лис, да и окрас у них не красный, а скорее рыжий. По словам служителей зоопарка, эти волки — одни из самых беспокойных животных. Если другие обитатели преспокойно лежат на территории, на своих излюбленных местах, эти вечно в движении.
В природе красные волки обычно живут парами или группами, например два самца и одна самка. В стаи они собираются только во время миграций. Кстати, это тот редкий случай в природе, когда в волчьих семьях прекрасно уживаются два самца и мирно делят одну самку. Попробуйте предложить такую вольность обычному волку! Да он загрызет соперника насмерть. И сам будет биться до последнего, если кто-то вознамерится его даму ангажировать. Красные волки, видимо, философы. Ведь период спаривания короткий — недели полторы от силы, а жизнь-то длинная, так к чему волноваться из-за мелочей? Они по очереди ухаживают за своей самкой — и все счастливы.
Однако от вымирания животных не спасла даже такая рассудительность. Во времена Киплинга стаи красных волков насчитывали несколько сотен особей. Сейчас на их родине — в Маньчжурии, на юге Китая, счет идет на десятки, поэтому увидеть их можно только в зоопарках.
В Московском зоопарке красные волки обитают седьмой десяток, за это время сменилось несколько поколений животных, в неволе они живут в среднем по 15 лет. Благодаря прибывшим около 10 лет назад «новобранцам» из Германии в зоопарке сформировались две молодые пары, у которых со временем появилось потомство.
Сотрудники зоопарка рассказывают, что отечественные хвостатые ухажеры (их привезли из Перми) сто очков вперед дадут заморским женихам. Самец из Германии так вообще поначалу очень странно себя вел. Никаких проявлений любви дамам не выказывал. В то время как самец, прибывший из Перми, вел себя иначе. Он и ушки своей даме покусывал, и обнимал. Единственная ласка, которую лишь однажды сотрудники наблюдали у «немца», — он положил голову своей даме на плечо. Причем она и так и сяк заигрывала с ним, ухаживала, хотя это должен делать самец, но кавалер от нее шарахался как черт от ладана.
Специалисты объяснили такую несговорчивость тем, что в Германии уже много поколений волков прожили в неволе, поэтому некоторые инстинкты у них исчезли. Отечественные женихи другое дело — что называется, недавно из леса. Однако и немецкий кавалер со временем адаптировался — все-таки потомство появилось.
Кстати, самки волков умеют порядок в семье устанавливать. Матери они достаточно суровые, а отцы — вроде приходящих нянь. По утрам, когда нет посетителей, малыши выходят из домика и сразу кидаются к папаше, который всегда на улице. Они облепляют его, ластятся, висят на нем, и он в этот момент выглядит таким счастливым! Стоит в окружении детей: обнюхивает их, облизывает, гладит. Но идиллия продолжается недолго — выходит недовольная мать, хватает детей за шкирку и уносит в домик, дескать, погуляли и хватит.
У многих видов животных на период рождения детенышей сотрудники зоопарка самцов отделяют. У волков, наоборот, присутствие самца необходимо. Когда перед родами самка уходит в специально приготовленный для нее домик, ее неделями не видно. Даже самец туда не ходок. Но в его обязанности входит снабжать семью пропитанием. И он никогда не станет есть мясо первым: возьмет лучшие куски и отнесет в домик — самке и детям. Только когда убедится, что они сыты и довольны, может сам поесть.