Уже 38 лет сюда в конце марта ежегодно приезжают вдовы и родственники погибших, космонавты. И в другие дни здесь, в лесной тишине, нередко возлагают цветы жители ближних и дальних городов, поселков (я, например, встретил около стелы учителей из Новосибирска, приехавших специально, чтобы поклониться памяти двух замечательных людей). Теперь на этом памятнике следы от дроби, что кажется невероятным, неправдоподобным.
Невозможно понять, зачем надо было "казнить" мемориальную плиту, установленную, по сути, недалеко от могилы национального героя страны, которому рукоплескали не только наши сограждане, но и весь мир. Помню, как 12 апреля 1961-го улицы Москвы стихийно заполнило людское море. Такого массового ликования, такого единения, такого всеобщего подъема я больше никогда и нигде не видел.
Не думаю, что стрелявшие были свидетелями тех далеких торжеств. Но не знать, кто такой Гагарин, они не могли. Выстрелы, прозвучавшие в осеннем лесу у деревни Новоселово, бьют не по Гагарину - он уже давно выше всей земной суеты - и не по памяти героя - Юрий Алексеевич вошел в историю навеки, выстрелы бьют по всем нам, знавшим его, помнящим его, гордящимся им. По одной из версий акцию вандализма устроили приехавшие на природу дачники (из Владимира? Из Москвы?). Они не относятся ни к низшему слою общества, ни к деревенской шпане. Имеют квартиру в городе, машину. Знали, кто такой Гагарин. И 20 раз выстрелили по тому месту, где остался его прах...
АВТОРИТЕТНЫЕ МНЕНИЯ
Борис ВОЛЫНОВ, дважды Герой Советского Союза; летчик-космонавт первого, гагаринского набора:
- Мы были с Гагариным в разных ситуациях - на официальных мероприятиях, на вечеринках, на космодроме, в тренажерных залах, на охоте. И всюду к нему подходили люди - поговорить, взять автограф, дотронуться до "живого Гагарина", а часто и попросить о помощи. Он старался помочь всем. Через стенку я нередко слышал, как Юрий по межгороду пытался докричаться до начальников, уговаривая их войти в положение человека, которому нужна помощь. Редкие по нынешним временам отзывчивость и бескорыстие!
Юрий прожил всего 34 года, но оставил такой ослепительно яркий, незабываемый след, что он не затуманится и через века. Несколько месяцев назад я был в США, читал лекции. И в любой аудитории всегда было много вопросов о Гагарине - искренних, восхищенных. Спрашивали и молодые, и люди в возрасте. Сегодня мне было бы трудно ответить на один вопрос: почему в России стреляют по памятникам Героям? Стыдно и горько.
Академик Николай Кардашев, директор Астрокосмического центра Физического института РАН:
- Вопиющий инцидент на месте гибели первого космонавта - еще один сигнал о том, какое огромное значение имеет для страны уровень культуры, образования, морали. Ибо на этих трех китах строится общественная жизнь. У нас сегодня все три несущие конструкции шатаются.
Анатолий СОЛОВЬЕВ, Герой Cоветского Союза, космический ас: совершил 5 полетов на орбиту общей продолжительностью почти два года. 16 раз выходил в открытый космос:
- О стрелявших в памятник Гагарину и Серегину мутантах говорить-то нечего. Надо задуматься о другом. О болезни, которая зашла далеко, чуть ли не еженедельно проявляет себя - то погромами на кладбищах, то убийствами, то избиениями (и опять убийствами) иностранных студентов... Налицо эрозия нравственности, человечности, внутренняя опустошенность, распущенность и ненависть. Главный ответственный - само государство. Оно почти не реагирует на тревожные сигналы, позволяет этой эрозии расползаться, оно не в силах справиться ни с всерасширяющейся коррупцией, ни с заказными убийствами, ни с захватами чужой собственности...
Кажется, что сегодня для многих жителей страны уже не осталось ничего святого. Прежние идеалы, моральные ценности выброшены на свалку истории, а на пустом месте ничего значимого так и не построено. Так жить нельзя. Однажды мне пришлось показать удостоверение Героя Советского Союза, а в ответ я услышал презрительно-насмешливое: "Так ведь Советского Союза давно нет!" Штрих весьма характерный. Иваны, не помнящие родства, не обеспечат процветания страны.
Геннадий МЕЛИКЬЯН, заместитель председателя Центрального банка России:
- На символы не покушаются даже отпетые бандиты. Но у нас это произошло. Если кто-то хотел побольнее задеть наши чувства национальной гордости, то он добился своей цели. Мне кажется, это эхо из 90-х, пронесенное через годы теми, кто рос в то опрокинутое время. И, конечно же, милиции надо найти тех, кто стрелял. Ибо это не рядовое происшествие.