"ПУСТЬ ОШИБКА, НО МОЯ"
Я знаю одинокую маму, уйму энергии затратившую на то, чтобы ее дочь стала скрипачкой. Из мизерной зарплаты выкраивались деньги на обучение, на то, чтобы нежный инструмент был у девочки самым лучшим. Своя карьера, личная жизнь потеряли для матери смысл.
Аня ограничилась "музыкалкой" и объявила маме, чтобы та к ней больше "не приставала". Она вышла замуж за коммерсанта, вместо консерватории окончила бухгалтерские курсы и стала помогать мужу торговать "какими-то турецкими тряпками" (мамино выражение). На самом деле фирма получилась приличная.
У меня на стене висит старая фотография. Черно-белая. 20 лет ей, наверное, уже есть. На ней мы, мамы-подружки, держим каждая своего "птенца" на коленях. И не то чтобы мы не довольны, какими выросли наши дети: они умные, образованные, занимаются своим делом, у некоторых уже есть семьи... Мы довольны. Но почему-то, собравшись старой компанией, нет-нет да пожалуемся друг другу: "Не понимаю, чего он хочет". "Не понимаю, зачем ему это надо". "Не понимаю"...
МЫ - НЕУДАЧНИКИ?
Проблема отцов и детей неизбывна. Она естественна. Но, осмелюсь предположить, такая пропасть, как сегодня у нас в стране, поколения вряд ли когда разделяла, и назвать эту ситуацию "естественной" язык не поворачивается. Хочется попытаться понять, что же произошло, почему сегодняшние 45-50 летние мамы и папы "страшно далеки" от взрослеющего народа?
Любопытные, на мой взгляд, наблюдения по этому поводу высказала Людмила Сараскина, литературный критик, член "Клуба Раисы Максимовны", на научно-практической конференции, посвященной проблемам современной семьи:
- Родители в массе своей - поборники традиционного воспитания. Мы прошли советскую школу и усвоили ее принципы. Главным из них был - коллективизм. Важно не то, что ты сделал сам, а то, что "мой труд вливается в труд моей республики." Слово "индивидуалист" было ругательным. Отрыв от коллектива - нехорошим поступком. Эпитет "деловой", "деловая" - синонимом "махинатора", "афериста". А какие ценности считались приоритетными? Надо быть добрым, честным, трудолюбивым, хорошо учиться, получить профессию, становиться на ноги, не висеть на шее у родителей...
Теперь все это произносится иронически. Молодым со всех сторон демонстрируют, что теперь можно мигом разбогатеть, надо только крутиться и быстро соображать. Добыть "свой" миллион, причем любым способом, стало едва ли не полуофициальной идеологией: вот счастливчик!
А бывшему пионеру, комсомольцу говорят: твоя жизнь, твое здоровье, твое благополучие -- это все твое личное дело. Государство снимает всякую ответственность за тебя. Делай что хочешь, зарабатывай, как можешь, - и пусть неудачник плачет.
И в самом деле, много раз мне приходилось видеть плачущих мам (да и пап), заклейменных любимым чадом: ты -неудачник. Значит, отойди, не мешайся, плевать на твои советы. У тебя отрицательный опыт жизни, не навязывай мне подобного.
На Западе, в любой буржуазной стране идеология бизнеса и успеха формировалась веками. "Работали" на нее не только экономисты и финансисты, но и философы, писатели. Поэтому там успела сформироваться и соответствующая этика деловых и человеческих отношений в этих условиях. Для России же крайний индивидуализм, как выразилась Людмила Сараскина, стал тем же, что некогда алкоголь для народов Севера. Пока даже русский язык противится: как изъять из него понятия: самоотверженность, самопожертвование, самоограничение? Объявить их вредными, вычеркнуть за ненадобностью? Из словарей для детей - несложно. Но как вымарать из умов и сердец отцов, впитавших с молоком матери, что самоотречение - свято, а эгоцентризм - дурно.
ШПРИЦ В ДЕТСКОЙ
Ролан Быков, досконально знающий боль детей и подростков, назвал свой последний фильм: "Я к вам больше никогда не вернусь". Это - слова девочки, рожденной и брошенной в мире, где до нее никому нет дела. Мама от пьянства не просыхает - твоя проблема. "Выплывешь" -тоже "твоя проблема", как и "не выплывешь"...
Ладно, пусть это - крайность. Но случайно ли, что именно поколение, рожденное в начале - середине 80-х, на заре перестройки, более всех других отягощено наркотиками, беспризорностью и преступностью? Причем все эти беды затронули не только неблагополучные семьи. Во вполне счастливых, по крайней мере внешне, родители тупо смотрят на случайно найденный в комнате сына шприц, возят передачки в колонию для несовершеннолетних. И мучаются вопросом: что сделали не так, в чем виноваты сами?
- Держа на коленях новорожденных, сегодняшние родители не могут предугадать их будущего, - заметила социолог Ольга Здравомыслова. - Дети больше не опираются на опыт прежнего поколения. У того были четкие образцы, понятные идеалы, а теперь все смешалось "в доме Облонских", и молодые люди вынуждены принимать решения относительно своей жизни исходя исключительно из сложившейся на данный период ситуации. Они не могут ориентироваться на прошлое, на традиции и опыт отцов. И не могут ориентироваться на будущее, поскольку его даже в эскизах нет. Это - одна из главных проблем кризисного общества и мощная бомба, подложенная под взаимоотношение поколений.
"ЗАКАЗАННЫЕ" ПРЕДКИ
Если говорить без боязни прослыть циничным, то в нашей жизни появились моменты, когда старшее поколение просто мешает младшему. Безработица. Отцы и дети реально вступают в конкуренцию за рабочие места. Или жилищная проблема. Уже подсчитано, что количество семей, проживающих вместе: взрослые дети и не собирающиеся, простите, перебираться на близлежащие кладбище родители, - увеличилось в полтора раза. Бедность. Внуки будут жить тут же. Прости, Господи, но сколько же случаев, когда глупые "малолетки" в ожидании квартиры "заказывают" бабушек-"долгожительниц". И сколько квартир куплено молодыми под "интеллигентным" прикрытием "с отсрочкой заселения", что, по сути, не что иное, как "скорей бы ты помер, дед".
При этом у меня, например, нет повода сомневаться в искренности ответов молодых людей на социологические опросы о взаимоотношении поколений. Результаты исследований показывают, что одно из ведущих мест в системе ценностей молодежи занимает забота о пожилых родителях. Без сомнений, они готовы уважать старость, но реальность такова, что нередко подталкивает к конфликтам с ней. Разве не справедлив вопрос, заданный мне студенткой: "Пенсии повышают, а почему стипендия 160 рублей?" Детям из бедных семей места в вузах нет.
Социологи отмечают парадоксальность нынешней ситуации: с одной стороны, отход детей от родителей, с другой - все большая материальная зависимость молодых от старшего поколения. Вам тоже наверняка приходилось слышать упреки в адрес выросшего ребенка: "Ему от меня нужны только деньги". Нужны, потому что стипендия нищенская, потому что, окончив вуз, он не может устроиться на работу. Потому что не может купить квартиру: кто пытался взять кредит в банке, знает, какую для этого надо иметь зарплату. Специальных же, молодежных, кредитов нет, сколько бы этот вопрос ни ставился на самых высоких уровнях.
В большинстве своем тут родители не помогут. Хотя, по данным НИИ семьи, 40 процентов родителей уверяют, что помогают своим взрослым детям материально - в действительности, скорее всего, они имеют в виду незначительную поддержку - на хлеб насущный. В основном же взрослые признаются, что готовы "помочь советом". Как раз тем, что молодых раздражает, порождает массу конфликтов.
В любой стране молодые скептически воспринимают советы старших. В России этот негативизм усугублен тем, что родительский опыт отрицается как ложный, ведь он нажит в условиях системы, от которой мы отказались. Отказались в том числе и потому, что она вырастила "неправильных" людей. В 90-х годах был бум: лучшие представители интеллигенции били себя в грудь, объясняя молодежи, что жить, как они, нельзя. Называли себя и свою жизнь ничтожными, напутствуя детей, советовали пересмотреть старые "догмы".
Что это, если не "одобрение" конфликта детей с отцами? Так стоит ли удивляться данным исследований, которые обнаруживают, что у значительной части молодых и родителей совершенно разные представления о мире и жизни в нем? Разные взгляды на страну, в которой живут, на моральные и материальные ценности. По одним из последних данных, приведенных на упомянутой конференции, большинство родителей по-прежнему хотят дать своим детям профессии инженера, врача, учителя. Надо ли пояснять, как воспринимают это молодые? По данным ВЦИОМ, только треть детей и родителей демонстрируют сходные взгляды на те или иные вещи.
***
Отцы сегодня в большей растерянности, чем дети. Хотим, чтобы выросли они добрыми и тут же одергиваем себя: добрыми, но чтобы все-таки смогли выжить в жестоком обществе. А что это за доброта? Кулаки в кармане? Хотим, чтобы были честными. Но тогда надо быть готовым к тому, что не каждый сумеет выбиться даже в "средний" класс. Нет уж, дорогой, постарайся! А может, сойтись на том, что они лучше нас знают море, по которому им плыть? И не так уж боятся. Боимся мы. И пугаем - мы. А почему пугаем? Отпускать не хочется.
Однажды я наблюдала, как психолог работал с девушкой, совершившей попытку самоубийства "назло" родителям. Те растили ее "отличницей" - всегда и во всем Наташа должна быть первой. А девушка "оперилась" и на первом же курсе института поняла, что вокруг нее кипит жизнь, в которую она не может шагнуть, не нарушив устава дома. "Не хочу быть отличницей, - повторяла она психологу, - хочу просто нормально жить". - "Живи!" - отвечал психолог. "Боюсь", - говорила девушка.
И тогда психолог открыл окно. Из гнезда, свитого в ветвях старой сосны, торчал клюв птенца. Вот он зашевелился, горделиво прошелся по краю гнезда, взмахнул крыльями и взлетел. И не упал, представьте себе, хотя взрослых птиц рядом не было...