Вглядываюсь в результаты последнего квартального статистического обследования 48,5 тысячи домашних хозяйств и понимаю, почему они не анонсированы в лентах новостей. Да их вообще впору засекретить! Ведь подробные данные, размещенные на сайте Росстата, показывают бедность наших сограждан крупным планом, в конкретных деталях. И это очень тревожная картина.
Трудно поверить, но факт: в группе малообеспеченного населения (14,7 млн россиян) в октябре — декабре прошлого года средний денежный доход в расчете на день составлял лишь 188,29 рубля. А речь между тем идет о десятой части населения страны.
Статистики, изучающие различия в уровне жизни сограждан, делят их (условно) на 10 групп, в каждой — 10% домохозяйств. В первой группе самые бедные, а в десятой — наиболее обеспеченные. Так вот, почти 15 млн самых малообеспеченных тратят на питание сущие гроши — 76 рублей в сутки. Это стоимость литра пастеризованного молока и батона хлеба. Повторим: на весь день.
Этим цифрам можно доверять. Откуда они взялись? Каждое домохозяйство ведет ежедневные записи расходов — на питание, непродовольственные товары, услуги, налоги, штрафы, аренду, сборы... Учитываются также продукты собственного производства и безвозмездная помощь. По окончании квартала проводится опрос всех членов домашних хозяйств, охватывающий демографические характеристики, занятость, социальную защиту, источники доходов, условия проживания и многое другое. А с прошлого года Росстат начал собирать и данные о таких финансовых проблемах граждан, как неплатежи за ЖКХ, электроэнергию, по банковским кредитам (новая страница в отечественной статистике).
В таблицах Росстата представлены, разумеется, не только расходы, но и располагаемые ресурсы домашних хозяйств. Это и денежные доходы, и заемные средства, и израсходованные накопления, и даже стоимость даров со своего огорода — иными словами, суммируется все, чем наполнялся семейный бюджет. Располагаемые ресурсы в расчете на одного члена домохозяйства позволяют наглядно увидеть, насколько отличается уровень жизни разных слоев населения.
Вот и сравним. В первой группе малообеспеченных граждан (напомним: 14,7 млн) на каждого приходилось из располагаемого семейного бюджета в среднем 6354 рубля в месяц, в том числе денежный доход — 5774 рубля. Это — нищета! С такими капиталами не живут, а выживают. Питание? В среднем 1880 килокалорий в сутки (данные за 2015-й, более свежих пока нет) вместо 2200-2500, рекомендуемых специалистами. На мясные продукты в среднем тратится: 32 рубля в день на человека. Отбивной точно не выйдет. Скорее бульон на костях, которые обычно продаются для собак. А сливочное масло, рыба, фрукты на их столе — большая редкость.
Все сравнения хромают, и все же. Обратимся к верхней, десятой группе. Здесь калорийность более чем в 1,5 раза выше (3117 в сутки). В рационе 103 кг фруктов и ягод в год на человека (в 2,8 раза больше, чем у малообеспеченных). И вдвое больше мясных продуктов — 109 кг, молочных — 335, рыбных — 28, овощей и бахчевых — 134. Это — пропасть!
Между тем британская пресса сообщает, что бедные в Англии живут на 10 лет меньше состоятельных граждан, а в Глазго — даже на 25 лет. В США аналогичный показатель — 15 лет. Интересно бы узнать соответствующую статистику в России...
Идем дальше. Треть домохозяйств из первой и второй малообеспеченных групп испытывали сложности с покупкой одежды и оплатой ЖКУ. Это — бедность. Таких граждан в стране 28 млн, то есть каждый пятый. Но в некоторых регионах (скажем, Удмуртия, Орловская область) в таком положении половина домохозяйств. Как с этим жить? А вот так.
«На самом деле обувка намного важнее одежды, — делится со мной наболевшим Сергей Петрович, приехавший в наш подмосковный дачный поселок на заработки из Смоленской области. — Старые брюки или куртку можно подремонтировать и носить, а вот прохудившиеся ботинки — проблема. За ремонт сапожник берет чуть ли не как за новые. А денег нет даже на «коммуналку». Вот и выбирай».
И мой собеседник делится маленькой хитростью: надеваешь два носка, а между ними — полиэтиленовый пакет...
Только треть россиян, как сообщил Росстат, не имели в конце прошлого года трудностей с важнейшими платежами. А две трети, или 36 млн домохозяйств из 54,5 млн, были в долгах как в шелках. В том числе 5 млн семей не смогли заплатить за ЖКХ, 3,6 млн — за электроэнергию, 2,45 млн не сумели своевременно внести деньги за банковский кредит на потребительские цели. Кстати, по информации ЦБ, просроченная задолженность россиян по выданным банковским кредитам составила на 1 апреля 881,7 млрд.
Ну и еще о выживании. Можете себе представить чувства людей, не имеющих возможности купить лекарства, назначенные врачом для неотложного лечения? Увы, очень многие в стране вполне себе представляют. В исследовании Росстата затрагивалась и эта проблема. Приведу не публиковавшиеся в СМИ данные, которые, возможно, будут неприятным откровением для правительства и Минздрава. Итак, 5 млн домохозяйств в октябре — декабре прошлого года вынуждены были отказываться от приобретения необходимых лекарств. Мне самому довелось недавно наблюдать, как в московской аптеке пожилой, надрывно кашляющий человек, которому для лечения выписали антибиотик «Таваник», узнав цену (968 рублей за 10 таблеток), только махнул рукой и ушел восвояси.
В ряде субъектов эта проблема стоит особенно остро. Отказы заболевших граждан от покупки выписанных им лекарств — обычное дело. В Приморском крае, по данным Росстата, так поступало каждое второе домохозяйство, в Саратовской области — каждое третье, в Рязанской, Астраханской областях, Республике Хакасия — каждое четвертое, в Ставропольском крае — каждое пятое. Эксперты объясняют это не только нехваткой денег, но и недоверием, опасением нарваться на подделки. Это — недуг системы.
Новые аспекты российской бедности, выявленные Росстатом, говорят о многом. За обнадеживающими рапортами из высоких кабинетов об очередном улучшении ситуации в экономике и социальной сфере, за бесконечными разоблачительными телешоу о происках врагов уже трудно скрыть неуклонное сползание к бедности и нищете миллионов россиян. И все труднее накормить их «завтраками», громадьем планов и программ, которые только и научились выдавать на-гора правительственные чиновники.