Главная Культура 19:37 27 Мая 2017 5027
Юрий Стоянов: Программу «Городок» спасла ошибка

Книга «Игра в городки» - это увлекательный рассказ не только о программе и ее закулисье, но и о разных гранях жизни и творчества Юрия Стоянова

Александр Славуцкий

Как известно, талантливые люди талантливы во всем. Народный артист России Юрий Стоянов — не только актер, но мастер спорта по фехтованию, профессионально играет на гитаре. А главное — при упоминании одного его имени лица тысяч людей расплываются в благодарной улыбке. Юмор «Городка» и других программ, в которых он участвовал, никогда не был примитивным. А еще Юрий Стоянов снялся в нескольких десятках фильмов, например «Ландыш серебристый», «Заяц над бездной», «Человек у окна», «Москва никогда не спит», «Адаптация»... Недавно издательство «Эксмо» выпустило книгу «Игра в городки» — это увлекательный рассказ не только о программе «Городок» и ее закулисье, но и о самых разных гранях жизни и творчества самого Юрия Стоянова.

 — Юрий Николаевич, в одном из недавних интервью вы сказали о своей книге: «Читаю, перечитываю — ай да Стоянов...»

— Меня радует, что книга получилась — сочетание искренности, юмора, самоиронии и грусти. Писал, вылизывая каждую миниатюру. Если вы неравнодушны к творчеству О’Генри, Марка Твена, Чехова и Довлатова, то, думаю, легко поймете, под чьим влиянием эта книга была написана. А еще я люблю грузинскую киноновеллу и фильмы Чарли Чаплина. Все это яркие примеры того, как в небольших произведениях можно очень простыми словами рассказать о чем-то большом.

— Что было самым сложным в работе?

— То, что книгу писал я сам. Часто бывал собой недоволен, поэтому дело шло довольно медленно. Для уединения уехал в отпуск в Финляндию, жил в лесном домике на берегу озера. Слушайте, какая же замечательная работа — писательство! Ты дома, и ты притом работаешь! Один недостаток: от долгого сидения сильно болела спина.

— Подавляющее большинство зрителей знают вас не по театру, не по кино, а по программе «Городок». Не ограничивает ли это представление о вас как профессионале?

— Безусловно, ограничивает, но кого тут винить? Аудитория привыкла к тому, что я артист определенного жанра. Бросать камень в свое прошлое не буду, хотя и сниматься в кинокомедиях, особенно дебильных, тоже не хочу. А такие предложения поступают очень часто. Настолько, что я уже давно разлюбил слово «комедия». Иногда даже не читаю присланный сценарий, если это слово написано на обложке. Надо просто снимать хорошее кино, а если режиссер не идиот, то в фильме любого жанра обязательно найдется и что-то веселое.

— Недавно прошла премьера сериала «Адаптация», в котором вы исполнили роль полковника ФСБ. Неожиданно.

— Напомню, что одним из персонажей «Городка» был подполковник ФСБ. Видите, с тех пор я немножко подрос в звании.

Вообще мне очень понравился мягкий, не плоский юмор «Адаптации». Я играл здесь не столько полковника ФСБ, сколько человека, работающего «под ФСБ», у которого есть интересная личная история со своими неудачами и взлетами, со своей правдой. Разносторонний образ, хотя на его создание у меня было всего 10 съемочных дней.

— А в жизни вам когда-нибудь доводилось сталкиваться со спецслужбами?

— В советское время все гастрольные выезды БДТ за границу сопровождали «режиссеры в штатском». Но, как правило, они оказывались нормальными ребятами и, так же как мы, понимали, что им повезло лишний раз оказаться за рубежом. Никаких фатальных происшествий с ними связано не было. Хотя история о том, какое отношение КГБ имеет к созданию «Городка», в мою книгу вошла. Пересказывать не буду — прочитайте.

— Вы мастер спорта по фехтованию. А на сцене или в кадре приходилось пользоваться спортивными навыками?

— К большому сожалению, в профессии это мне не пригодилось. Вероятно, не соответствую представлениям режиссеров о том, как должен выглядеть мушкетер или рыцарь. Но в жизни привычка к спортивным занятиям очень помогла. Переболев болезнью Боткина, я был очень толстым ребенком, и фехтование привело мой внешний вид к норме, позволившей поступить в театральный институт. Кроме того, из спорта я вынес умение переносить высокие нагрузки, хорошую реакцию, хваткое периферическое зрение. И еще понимание того, что если ты допускаешь промах, то обязательно последует встречный укол. И даже на твою удачную атаку ответом может быть контратака. О чем важно не забывать в моменты самых больших жизненных побед.

— Как-то вы сказали, что «Городок» родился из встречи двух не востребованных в кино и театре людей.

— Именно так, программа родилась из всего того, что у нас с Ильей Олейниковым накопилось и буквально бурлило в нас, пока мы были нереализованны. «Городок» стал клапаном, который открыл этой магме путь наружу.

— Какие самые яркие моменты того периода вспоминаются?

— Помню, мы ждали первого выхода нашей программы в эфир. И вот наконец свершилось. Первое же, что нам бросается в глаза, — грамматическая ошибка в титрах. Огромными буквами на заставке программы написано: «Международное телевизионное агенство студии «НовоКом». То есть в слове «агентство» пропустили букву «Т». А через несколько лет пережили второй стресс, когда думали, что передачу закроют. На канале проходила большая реорганизация, многие программы убирались из эфира. Эту чистку проводил специальный худсовет. Я был уверен, что мы обречены, но, к счастью, произошла еще одна спасительная для нас ошибка. Кто-то из секретарей в бумагах, подготовленных для членов комиссии, в рубрике «Жанр» написал: «Программа о проблемах малых городов России». И худсовет, очевидно, приготовился отчаянно скучать. Вместо этого пошел юмор, от которого их так разобрало, что под конец они даже забыли о своем недоумении в начале. Так что мы начались с ошибки и на ошибке выплыли.

— Вы родились в один день Ильей Олейниковым, только на 10 лет позже. По характерам вы были похожи?

— Мы никогда не были с ним единомышленниками в том смысле, что не думали одинаково, но мы думали об одном. Наши темпераменты принципиально отличались. Но в каких-то очень важных вкусовых, человеческих моментах, в нашем отношении к тому, что происходит вокруг, мы совпадали. Это что-то вроде притяжения разных полюсов магнита. Мы делали общее дело, и за 20 с лишним лет нашего знакомства ни разу не был поднят вопрос о деньгах. Олейников изменил мою жизнь. И мне было важно не потеряться после его ухода, не посвятить себя поминкам, растянутым на всю оставшуюся жизнь, а, наоборот, в память о человеке продолжать работать.

— Были ли между вами розыгрыши, подшучивание друг над другом?

— В непростые 90-е спонсоры у нас менялись как перчатки. Иногда мы не знали, чем они занимаются. Они приходили, расплачивались и пропадали. И вот Илюшу вызвали в прокуратуру как свидетеля по делу одного из таких спонсоров. Я тем временем монтировал передачу. Вернулся Илья с синяками под глазами (как выяснилось потом, он их подрисовал чем-то черным), пустил предательскую слезу: «Юрик, я уже был у тебя дома, все приготовил, вот белье, зубная щетка, поехали, нас вызывают по-серьезному. Я дал честное слово, что мы придем сами, чтобы они не посылали за нами наряд». И он начал с наслаждением наблюдать, как я отдавал «последние распоряжения». Как говорил, что с чем смонтировать, куда что положить, и так далее. Наслаждался, гад, довольно долго, минут 40. Я его потом чуть не убил.

А мой розыгрыш Ильи даже попал в программу. У него были некоторые проблемы с дикцией, и скороговорки он, мягко говоря, не любил. Однажды я ему сказал, что некая фирма готова заплатить очень хорошие деньги за рекламу креветок, придумал к ним невероятно сложное название. Незаметно для Ильи включил камеру и заснял, как он мучился, пытаясь несколько раз произнести сложнейшее «норвежское» название изделия.

— Почему-то многим вспоминается, что в программе именно вы регулярно играли женщин.

— Тут никаких тайных комплексов, женщин я играл по необходимости, публике эти сцены нравились именно как актерская работа. Вообще не выношу смотреть, как мужики играют женщин, ненавижу ряженость. Но если бы я не играл этих ролей, мы бы потеряли огромный пласт юмора на тему отношений мужчины и женщины. Впервые женскую роль я сыграл, вспомнив, как странно моя мама ест пирожное. Затем приметил, как одна дама красила губы, водя, водя ими по помаде... Но женщин я люблю в принципе, считаю, что они лучше мужчин и что все пороки, традиционно приписываемые женщинам, на самом деле мужские. А те, которые присутствуют и у женщин, продиктованы любовью.

— Вскоре у вас юбилей. Как относитесь к своему возрасту?

— Пока не очень понимаю, что это такое. Для меня день рождения — просто еще одна перевернутая страничка в календаре. Недавно на съемках программы у Тиграна Кеосаяна был смешной эпизод. Гримеры мне чуть-чуть убрали седину из волос, и после того как мы отсняли очередной фрагмент, я спрашиваю Тиграна: «Ну скажи, разве дашь мне 60 лет?» Он говорит: «Да что ты, Юра, отлично выглядишь. Вот смотри, я сейчас какую-нибудь женщину спрошу». И обращается к даме из массовки. Она посмотрела на меня оценивающим взглядом, прищурилась и говорит: «Какие 60? 65-66, не меньше».

— Как считаете, что вы приобрели, а что потеряли с годами?

— Напомню, что одним из персонажей «Городка» был подполковник ФСБ. Видите, с тех пор я немножко подрос в звании. — Есть вещи, от которых я не избавился. А хотел бы. Это моя нетерпимость, сверхэмоциональность, неумение смолчать, быть политкорректным. А главное из приобретений — мне стало хорошо дома с близкими людьми. Раньше такого не было: мне все время хотелось куда-то уехать, придумать себе срочную работу, ночные монтажи, лишь бы не торчать дома. Мне сейчас ужасно жалко, что я так долго шел к своей сегодняшней семье. И я вовсе не бросаю камень в тех людей, которые были рядом со мной, проблемы — во мне, а не в них. Но вот если бы я сегодняшний встретил себя юного, то дал бы один простой совет: «Юра, там в твоей жизни будут первые две женщины, пропусти их, остановись сразу на третьей. Тогда, когда тебе будет 60 лет, твоему ребенку исполнится 40, а не 12».

— Вы одессит, а на выходцах из этого города лежит неповторимый отпечаток.

— В каждом он проявляется по-разному. В Михаиле Жванецком — это парадоксальное мышление, умение подметить то, что не увидели или не смогли сформулировать другие. А мне этот город дал внутреннюю свободу. Не выношу никаких ограничений. Поэтому не люблю коллективные виды спорта, не люблю толпу, с трудом воспринимаю приказы.

— Можете привести хотя бы один пример знаменитого одесского юмора?

— Это даже, может быть, и не юмор, а просто способ мышления. Загляните на Привоз, послушайте, как там говорят, — и вот уже готовый эстрадный номер. Когда я был школьником, рядом с педучилищем, которым руководила моя мама, находилась частная будочка, на которой красовался огромный плакат «Ремонт и изготовление импортных зонтиков». Ну где еще можно увидеть такое?

— Как-то вы сказали, что определяющее ваше качество — лень. Как же так, вы столько работаете...

— Вы даже себе не представляете, от какого количества промахов меня уберегла лень. Из-за нее я в советское время не вступил в партию и позже не влез ни в какое дерьмо. Не выступал в политических ток-шоу, не сталкивал лбами и не ссорил своих зрителей. Я — человек, созданный для дивана, телевизора и хорошей книжки. Чтобы звучала симфония Мендельсона или Бриттена, а я в это время лежал бы и придумывал что-то. Так что спасибо моей лени. И моей Лене — так зовут мою жену.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6208
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5966
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4440
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...