Главная Культура 00:04 27 Января 2017 7228
Высоцкий. Володя плюс Марина на фоне некруглой даты

Владимиру Семеновичу пошел 80-й год. Цифра, плохо вяжущаяся с неиссякающей энергией его песен, стихов, ролей

Сергей Бирюков

Вот уж чей день рождения никогда не канет в Лету, так это Высоцкого. Очередной прошел в среду — и, как обычно, сопровождался целым выбросом телепередач и публикаций, книг, концертов и прочих мероприятий, где в центре внимания он сам, его творения, какие-то новые детали его жизни, давно уже хрестоматийной. Владимиру Семеновичу пошел 80-й год. Цифра, плохо вяжущаяся с неиссякающей энергией его песен, стихов, ролей. И где же еще прикоснуться к истокам, как не на Таганке, где дух Высоцкого живет и витает. Тем более нам тут приготовили сюжеты, многие из которых наверняка станут для широкой публики открытием.

Для тех, кто любил Высоцкого 30 и 40 лет назад, ничего не изменилось — он для них по-прежнему энциклопедия современной русской жизни, близкий друг, советчик, утешитель. С другой стороны, знаю молодых, для которых культовый ореол вокруг Высоцкого удивителен и труднообъясним. У них совсем другие песни и кумиры, ну а стихи в сегодняшней жизни — вообще как унты в метро. А может, «ровно дышат» к Высоцкому от незнания? Ведь всякий интерес, даже к большим, раскрученным именам, должен подпитываться событиями.

Помните, год назад вдруг прошла информация, что вдова барда Марина Влади распродает на аукционе свою коллекцию, в том числе и архив, связанный с Владимиром Семеновичем. Тут и выяснилось, что Высоцкий — по-прежнему очень даже наша национальная гордость и кумир миллионов. Какие страсти закипели в телевизионных ток-шоу, на страницах прессы! Рядом со здравыми голосами зазвучали истеричные: неблагодарная француженка рвет со своим русским прошлым, обрекает наследие поэта на погибель в сундуках жадных коллекционеров...

Буря слегка улеглась, когда стало известно, что значительная часть коллекции, в том числе самый ценный предмет — автограф последнего стихотворения Высоцкого «И снизу лед, и сверху:», написанный на автобусном билете, — приобретен русским собирателем. Причем не для домашнего пользования, а для Музея В.С. Высоцкого в Екатеринбурге. Впрочем, искатели скандалов и тут нашли себе почву: а отчего не для Центра В.С. Высоцкого в Москве? Стали фантазировать насчет якобы зловредной конкуренции между государственным учреждением в столице и частным на Урале, с удовольствием рассказывали о криминальном следе в жизни создателя екатеринбургского хранилища бизнесмена Андрея Гавриловского, находившегося в федеральном и международном розыске...

И вот в нынешний день рождения Владимира Семеновича произошло то самое событие, которое расставило многие точки над i. Показало, что те, кто по-настоящему любит Высоцкого, не конкурируют друг с другом, а сотрудничают. Что та, которую обвиняли в предательстве своей русской любви, проявила верность памяти и щедрость натуры.

Речь о выставке «Ведь все, что было на душе на год вперед, не ведая, она взяла с собою...». Название, может быть, длинновато — с другой стороны, разве плохо еще раз прочесть строку поэта, дышащую громадной любовью? Экспозиция, повествующая о 12 годах союза Владимира Высоцкого и Марины Влади, развернута в Государственном культурном центре-музее В.С. Высоцкого на Таганке в тесном содружестве с екатеринбургским музеем. И в главной своей части представляет коллекцию, проданную, а как оказалось на самом деле, в значительной мере подаренную Мариной Влади основателю уральского хранилища Андрею Гавриловскому.

На вернисаж приехал сам Гавриловский, уже самим своим появлением рядом с директором московского Центра Никитой Высоцким и представительницей Марины Влади Юлией Абдуловой опровергнув слухи о вражде. А заодно и о собственном криминальном статусе: судебное дело о конфликте интересов (с бывшим партнером по строительству самого северного в мире небоскреба «Высоцкий» в Екатеринбурге) закрыто за примирением сторон.

Дружбе Гавриловского с Центром Высоцкого более 10 лет. Он захотел поставить в родном Екатеринбурге памятник Высоцкому и Влади, для чего заручился разрешением наследников. В феврале 2006 года бронзовые Владимир и Марина (работа скульптора Александра Сильницкого) навсегда пристроились напротив гостиницы «Большой Урал», где когда-то останавливался во время гастролей бард. Он, вольно облокотясь, играет и поет, она присела на парапет послушать. С тех пор это — одно из самых посещаемых мест города: восьмое по рейтингу, уверяет Андрей. А музей поэта в том самом небоскребе «Высоцкий» — четвертое.

Гавриловский — один из немногих россиян, кто успел побывать в новой квартире Влади, куда она перебралась год назад, продав свой дом в Мезон-Лаффит, содержать который ей стало не по средствам. «Очень уютно, есть выход в садик, где можно погулять с собаками, — рассказывает Андрей «Труду». — У нее ведь две собаки и две канарейки. Дома по-прежнему много фотографий с Высоцким — тех, что она оставила себе после аукциона. Вот вам и ответ тем, кто обвинял Влади в разрыве с русским прошлым. А вы знаете, что из двух подаренных ей Высоцким колец, которые были выставлены на продажу, одно она в последний момент сняла с торгов: не смогла расстаться. И наручные часы Высоцкого отозвала. Владимир Семенович носил их шесть лет, после его смерти 20 лет их носила сама Марина. А теперь они подарены ею нам...»

Да, именно подарены, а не проданы. Гавриловский уверяет, что основная часть коллекции передана Мариной в Екатеринбург безвозмездно, после того как она убедилась, что там это станет достоянием благодарной публики.

«Кстати, — продолжает Андрей, — те часы подарил Высоцкому предыдущий, второй муж Марины Влади (летчик Жан-Клод Бруйе. — «Труд»). У них были замечательные отношения, вокруг Марины всегда царила атмосфера любви».

Этой атмосферой пронизана и московская выставка. Во множестве представлены фотографии Высоцкого и Влади, чаще всего вместе. Впервые выставляются их чудесные снимки из морских круизов, до того лежавшие в запасниках Центра Высоцкого. Также впервые предстает публике трогательный документ — написанный Мариной от руки текст песни «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице», которую она исполняла вместе с супругом. Никто до сих пор не видел в России и большую фотосессию Высоцкого в Канаде, во время записи там диска Vladimir Vyssotsky. Это словно остановленная кинопленка из множественных кадров, запечатлевших поэта в лодке на фоне живописных берегов, так напоминающих русские пейзажи. Ее предоставил еще один коллекционер, на этот раз из Германии — Вадим Панюта.

Часто, как это бывает на хороших выставках, предметы из разных коллекций будто бы «находят» друг друга, воссоздавая утраченное единство. Например, вот эти две фотографии рядом: дом Марины в Мезон-Лаффит, теперь уже ей не принадлежащий, — и снимок счастливых Влади и Высоцкого в этом райском уголке. Или рыжая кожаная куртка Владимира Семеновича из фондов московского Центра — и он в ней же на снимке, сделанном во время совместного с Мариной путешествия в Марокко...

А вот тот самый автограф, за который в Париже год назад разгорелась настоящая схватка между коллекционерами. Под конец, рассказывает Гавриловский, остались только Галерея «Высоцкий» из Киева, какие-то русские американцы — и он. На отметке 252 тысячи евро конкуренты прекратили борьбу.

Тот самый автограф последнего стихотворения Высоцкого, который пользовался особым успехом у первых посетителей выставки

«Удивительнее всего, — делится Андрей, — что активно, особенно на первых порах, включились в торг сами французы. Хотя вроде бы что им Высоцкий? Но вот один из них приобрел фотографию Владимира Семеновича за 12 тысяч евро. Его спросили: зачем это вам? Он ответил: «Высоцкий-Гамлет — это круто!»

Вот еще в чем заслуга Марины Влади. Не только в том, что 12 лет она составляла один из важнейших смыслов жизни Высоцкого. Но и в том, что во многом открыла ему мир и, в частности, сделала его персонажем, интересным для французов. Познакомила с переводчиком Мишей Алленом, донесшим смысл его песен до европейцев. Много лет играла моноспектакль «Владимир, или Прерванный полет» по своей известной книге. Кстати, близость к театру, где она до сих пор играет, была одним из доводов для смены жилья с пригородного на парижское. Ведь Марину никто не возит на служебной машине. В свои почти 79 она по-прежнему лихо носится сама за рулем. И дом свой ведет сама, безо всяких домработниц...

Этот дух свободы, которым дышит выставка, — может быть, самое ценное в ней. «Каким бы был Володя сегодня? А что бы он написал? А как бы к кому он относился?..» Это вопросы много уже лет спустя после земной жизни Владимира Высоцкого задавал себе писатель Юрий Карякин, хорошо знавший барда. И в ответ сам припомнил историю, как сидели они в ресторане Центрального дома литераторов и присоседился к ним один унылый человек, жалующийся на душную общественную атмосферу.

«Ничего не дают сказать...» — почти скулил гость за столиком. На что, как вспоминает Карякин, «Володя вдруг с неповторимым своим ехидным добродушием: «Т-с-с-с, — и поманил его пальцем, и на ухо сказал: — Я тебя слушаю, вали, что хочешь, а?!»

А когда тот растерялся, сменил тон: «Сказать нечего, потому и сваливаешь на кого-то».

Самому Высоцкому, несомненно, было что сказать. И он говорил, пел, играл так, что его слышала огромная многомиллионная страна — и за ее пределами тоже. Высоцкий оставался свободным при неизмеримо более жестком прессе власти и того единомыслия, что царило в обществе в ту эпоху. В эпоху Высоцкого. Если кому-то из нынешних молодых его стихи и песни кажутся устаревшими — не беда. Можно просто посмотреть на эти фото и рукописи — и поучиться мужеству оставаться самим собой. Вот тут уж пример Высоцкого не устареет никогда.

Тот самый автограф последнего стихотворения Высоцкого, который пользовался особым успехом у первых посетителей выставки

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6228
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5991
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4472
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...