Режиссер Павел Санаев пришел в кино в 13-летнем возрасте, сыграв одну из ролей в картине своего отчима Ролана Быкова "Чучело". В интеллектуальных кругах Санаев известен еще и как писатель, чья автобиографическая повесть "Похороните меня за плинтусом", изданная несколько лет назад, стала бестселлером. Первым режиссерским опытом Павла Санаева стала картина "Последний уик-энд", два года назад получившая приз за режиссуру на кинофестивале "Балтийские дебюты".
- Герои вашей новой картины, с одной стороны, предельно циничны, а с другой - неожиданно совершают "правильные" поступки. Скажем, главная героиня в конце фильма предпочитает карьере любовь. Так какое же, по вашему мнению, нынешнее поколение молодых - циничное или нравственное?
- Оно циничное. Для меня самым большим удивлением было то, что, когда мы показывали картину на предпремьерных сеансах, зрители возмущались, почему главная героиня не улетела в Лондон, оставшись в бедности с любимым человеком? "Вы предлагаете нам сказку", - говорили они. Многие девушки признавались в том, что они выбрали бы карьеру, улетев в Англию. Но мне кажется, что если люди нашли друг друга, как две половинки, то они уже не смогут отказаться друг от друга. Жизнь не столь щедра на подарки: в большинстве случаев настоящая любовь может встретиться лишь однажды. И никакой карьерный успех отсутствия любви не заменит. А девочки, уверенные в обратном, просто еще не влюблялись по-настоящему, да и карьеры у них не было, и им кажется, что они бы на все пошли ради успеха.
Я не показываю своим финалом, что все обязательно поступят так же. Скажу больше, у нас было написано два финала. И если бы главную роль играла не Света Ходченкова, а другая актриса, мы бы таки отправили ее в Лондон. Потому что в романтический финал никто бы не поверил. И лишь Света могла сделать это убедительно. Потому что, по сути дела, она сыграла саму себя. Ведь она - успешная актриса. И могла бы выбрать в спутники жизни успешного продюсера, режиссера или какого-нибудь богача. А она с первого курса влюбилась в своего однокурсника, с которым они счастливо живут уже много лет. Ее муж Владимир Яглыч только сейчас начинает догонять ее в отношении актерской статусности. Но когда я увидел их вместе, я понял, что у них вообще эта проблема не возникает, потому что его этот пресловутый статус абсолютно не волнует.
- Герой вашего фильма - нищий романтик. Сомнительная партия для амбициозной девушки, мечтающей танцевать на сцене.
- Но при этом он обладает такими качествами, которые для нее привлекательны. Во-первых, благодаря его таланту и умению она получила предложение работать в Лондоне, поскольку именно он снял ей любительский клип и отправил его английским продюсерам. Во-вторых, он, рискуя жизнью, спасает тонущего человека. В-третьих, он не отрекся от любимой под пыткой. Понимаете, он настолько запрограммирован на успех, что она абсолютно уверена в том, что у него со временем все будет.
- В вашем фильме есть криминальная составляющая - черные риэлторы, которые, подписывая договоры ренты с одинокими стариками, подкладывают им в квартиры радиоактивные контейнеры, тем самым незаметно убивая пенсионеров. Эта история имеет под собой реальные уголовные дела?
- То, что сегодня стариков убивают из-за квартир, знают все. Но вот такой конкретный способ убийства был придуман мною. Я проконсультировался с милицией и понял, что эта придумка достаточно правдоподобна в рамках жанрового кино.
- Роль одной из жертв - профессора университета Ольги Сергеевны - сыграла ваша мама Елена Санаева. Не было соблазна выписать в сценарии для великой актрисы более масштабную роль?
- Этот сценарий был написан сам по себе, без прицела на каких-то конкретных артистов. Но, с другой стороны, при наличии возрастной роли не предложить ее маме я не мог. И я очень благодарен Елене Всеволодовне за то, что она приняла мое предложение. Она прекрасно выполнила свою задачу, органично вписавшись в ансамбль молодых артистов, которым в свою очередь было чему у нее поучиться.
- Вы затронули в фильме тему коррумпированности правоохранительных органов, ведь главой преступной шайки оказывается крупный милицейский чин. Не стало ли это камнем преткновения на пути картины к экрану?
- Нет. И до тех пор, пока такие вещи не становятся камнем преткновения на пути фильма к экрану, мы можем считать, что живем в демократической стране. А то, что милиция коррумпирована, это общеизвестно. К счастью, сейчас "оборотнями в погонах" начали заниматься. Заводятся уголовные дела, людей снимают с должностей. А раньше они были неприкасаемыми.
- Первая ваша картина была сделана в жанре молодежного триллера, вторая - мелодраматический детектив. Какой жанр будет следующим?
- Фантастический боевик. Сейчас я нахожусь в запуске фильма "Геймеры". История о том, как ребята играли в одну крутую компьютерную игру и в конце концов стали обладать в жизни такими же возможностями, как и в игре. Мы постараемся сделать так, чтобы этот фильм был интересен не только молодым людям, но и зрителям постарше.