Главная Культура 00:04 26 Апреля 2019 5126
ММКФ выходит из тени

Успеху главного киносмотра страны не помешала даже болезнь Михалкова

Леонид Павлючик
Жюри под руководством знаменитого корейского режиссера Ким Ки Дука присудило награды лучшим фильмам. Фото: globallookpress.com

Вчера в концертном зале «Пушкинский» прошла торжественная церемония закрытия Московского международного кинофестиваля. Жюри под руководством знаменитого корейского режиссера Ким Ки Дука присудило награды лучшим фильмам. Это произошло уже после того, как номер нашей газеты был подписан в свет. Но и не зная призового расклада, можно с уверенностью утверждать, что фестиваль удался. Этому не помешало даже то, что президент ММКФ Никита Михалков впервые за многие годы не смог полноценно участвовать в подготовке фестиваля — после двух операций на суставах он передвигается с помощью костылей. Но фестивальная машина уже бойко крутится и без него...

Начну с цифр. В течение недели на десяти московских киноплощадках было показано несколько сотен фильмов из 65 стран мира. На сеансах побывало более 60 тысяч москвичей и гостей столицы. Причем, киноманы ломились не только, скажем, на «Дикую грушу» каннского любимчика Нури Бильге Джейлана, или на «Произведение без автора» — третью картину оскаровского лауреата Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, или на финальный эпизод раскрученной супергеройской франшизы про «Мстителей», но и на куда более диковинные премьеры.

Так, полный зал собрал показ восстановленного киноведом Николаем Изволовым фильма пионера советской документалистики Дзиги Вертова «Годовщина революции» (1918 года выпуска), который считался навсегда утерянным. Изволов восстанавливал структуру фильма по титрам, которые были найдены в РГАЛИ. Показ кинораритета под живую музыку в исполнении тапера многие посчитали главным событием фестиваля.

К его лучшим страницам я бы отнес и приезд в Москву знатока русской культуры, блистательного британского актера Рэйфа Файнса. Когда-то со своей сестрой Мартой он экранизировал в Англии пушкинского «Евгения Онегина», в котором сыграл заглавную роль, позже снялся у Веры Глаголевой в экранизации тургеневской пьесы «Месяц в деревне». А сейчас привез в Москву фильм «Нуреев. Белый ворон», который поставил в качестве режиссера. И сам фильм, в котором Файнс на русском языке сыграл роль педагога Нуреева Александра Ивановича Пушкина, и возможность обсудить его с автором стали настоящим праздником для киноманов. Как и встречи с классиками европейского кино Кшиштофом Занусси, Иштваном Сабо, которые приехали в Москву представить зрителям свои картины.

Лично меня порадовала в этом году и конкурсная программа, которая на протяжении последних лет и даже десятилетий считалась «ахиллесовой пятой» Московского фестиваля. Времена, когда СССР был могучей кинодержавой, и в конкурсе ММКФ побеждали фильмы Федерико Феллини и Анджея Вайда, Франческо Рози и Сергея Бондарчука, Кането Синдо и Георгия Данелия, Акиры Куросавы и Элема Климова, давно остались в прошлом. После развала СССР фестиваль и вовсе оказался под угрозой закрытия.

А когда все-таки постепенно восстал из пепла, время было упущено. Каннский, Венецианский, Берлинский и даже Карловарский, Шанхайский фестивали мощно рванули вперед, оставив на долю ММКФ фильмы никому не ведомых дебютантов. Многие критики, в том числе и я, предлагали организаторам ММКФ отказаться от амбиций киносмотра класса «А» и стать честным Фестивалем Фестивалей, на котором показываются только премированные на других кинофорумах ленты. Но команда Михалкова стояла в этом вопросе насмерть и продолжала сохранять конкурс. И это упорство, похоже, начало приносить свои плоды.

Хочу быть правильно понятым: конкурс ММКФ по-прежнему не может тягаться по качеству фильмов с главной фестивальной троицей (Венеция-Канн-Берлин), в нем по-прежнему нет и не предвидится новых фильмов Тарантино, Кустурицы, Ханеке, братьев Дарденн и других корифеев мирового экрана, но общий уровень основной программы значительно вырос.

Не берусь судить, что тому причиной: то ли наши отборщики стали проявлять больше рвения и пыла, то ли перенос сроков ММКФ с июня на апрель позволил перехватывать какие-то фильмы у фестивалей-конкурентов, но только уже второй год подряд смотреть конкурсную программу мне было по-настоящему интересно. Это большей частью живое, качественное, актуальное кино — независимо от того, где оно снято: в Казахстане («Тренинг личного роста»), Иране («Моя жизнь на втором курсе»), Бангладеш («День субботний»), Турции («Капкан»), Финляндии («Пустота»), Японии («Импровизаторы»), России (от нашей страны были представлены сразу три фильма) ...

Лично на меня сильное впечатление произвел якутский фильм «Надо мною солнце не садится», который рассказывает вроде бы незатейливую историю о том, как подросток-лоботряс, сидящий сутками в Сети, волею пославших его родителей оказался летом на малолюдном северном острове в море Лаптевых. Здесь жизнь сводит его с много пожившим и повидавшим мир стариком, который вернулся на родину умирать. И проводить его в последний путь должен наш юный герой — больше некому.

Делегация якутских кинематографистов, завоевавших на ММКФ приз зрительских симпатий. Фото автора

Начавшись как молодежная комедия, картина постепенно перерастает в серьезное размышление о главных вещах на свете — о взаимоотношениях отцов и детей, о жизни и смерти, о любви и памяти. Этот местами наивный, но предельно искренний, чистый фильм, ставший режиссерским дебютом Любови Борисовой, приобрел в Москве много сторонников и в итоге завоевал приз зрительских симпатий. Напомню, что в прошлом году на ММКФ Главный приз жюри получил якутский фильм «Царь-птица». Кажется, мы становимся свидетелями свершающегося на наших глазах «якутского чуда» в кино. Спасибо Московскому международному и за этот подарок.

P. S. Гран-при фестиваля был присужден фильму Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» (Казахстан). Лучшим режиссером был назван Валерио Мастандреа, автор фильма «Она смеется» (Италия). Специального приза жюри был удостоен китайский фильм «Жизнь морских обитателей» (режиссер Чжан Чи). Лучшей актрисой была названа Соха Ниасти (Иран). Лучшим актером — Томми Корпела (Финляндия).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?