Попутно было побито сразу несколько ценовых рекордов. Так, "Сотбис" реализовал картину Михаила Нестерова "Видение святому отроку Сергию" почти за 4,3 млн. долларов, "Кристис" - полотно Василия Верещагина "Стена Соломона" за 3,6 млн. долларов. Помимо живописи влет шли мебель, часы, посуда и ювелирные украшения Фаберже. Большинство покупателей остались анонимными. Однако известно, что наибольший интерес торги вызвали у наших соотечественников.
Прокомментировать тягу новых русских к старому русскому искусству взялся президент Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по оценке произведений искусства и ювелирных изделий Александр ГАГАРИН:
- Серьезный интерес к русскому искусству отмечается во всем мире. Однако действительно все более активную роль в таких торгах играют именно наши богатые соотечественники. Они поняли, что антиквариат, ювелирные украшения, живопись - очень хороший способ вложения денег. Цены на такое искусство растут ежегодно примерно на 15 - 20%. Больше, чем любые банковские проценты от вкладов.
К сожалению, эти рекорды продаж, уверен, почти не скажутся на пополнении отечественной музейной сокровищницы. Не торопятся наши предприниматели становиться на путь братьев Третьяковых. Мне известны лишь редкие случаи благородного меценатства. Например, знаменитую картину Малевича "Черный квадрат", которую наша Коллегия оценила в миллион долларов, приобрел Владимир Потанин и передал ее в дар музею Эрмитаж. Другие олигархи до таких поступков, видимо, еще не доросли.
В череде восторгов по поводу русского искусства, я бы отметил и еще одну проблему - подлинности конкретных произведений, выставленных на торги. Считается, что уважаемые аукционные дома проводят очень серьезную экспертизу. Согласен, но есть ли после нее стопроцентная гарантия от приобретения подделки? После того, как в России отменили лицензирование на торговлю антиквариатом, в этой области начался полный хаос. На рынок хлынуло все что угодно!
Сказанное в полной мере относится и к уважаемым аукционным домам, где торг идет на сотни тысяч и миллионы. Пока не существует достоверных критериев, методов и точности в экспертных оценках. Разные группы специалистов по одному и тому же предмету высказывают различные, порой полярные суждения. Вот конкретный пример: до сих пор эксперты спорят о коллекции яиц Фаберже, которую приобрел бизнесмен Вексельберг. Некоторые утверждают, что в купленной коллекции есть "подложка". Известно, что семейство Фаберже эмигрировало из страны, увезя с собой клейма мастера. Нет никакой уверенности, что клейма не используются и поныне "под Фаберже". Увы, экспертизу "Сотбис", где Вексельберг и купил свою коллекцию, очень многие не считают исчерпывающей. Там сказали одно, здесь говорят другое, иные утверждают третье... То же самое относится и к живописи. По-настоящему искусно выполненных подделок по миру ходит огромное количество. Некоторые эксперты считают, что сейчас продается до 70 процентов фальшивого антиквариата.