Его возвращение на родину сильно смахивало (как, впрочем, и положено) на детектив. Сначала силовики разыграли журналистов в Москве, продемонстрировав им вместо Быкова собровца в маске. Затем, уже в Красноярске, пока город бурлил слухами - то ли алюминиевого магната привезут, то ли следователи краевой прокуратуры сами будут летать к нему в Москву, - Быкова тихо сопроводили в следственный изолятор N 1. Но два дня по всем каналам телевидения показывали кадры о его пребывании в "Матросской тишине"...
Мистификации, как уверяют правоохранительные органы, нужны были для обеспечения личной безопасности, как они его уважительно величают, Анатолия Петровича (в народе его кличут проще - "Бык"). Потому что желающих отправить его в мир иной, дескать, хватает. Во-первых, это могут быть криминальные элементы, которым он в свое время изрядно насолил. Во-вторых, вполне солидные и влиятельные люди, о которых он слишком много знает. В-третьих, соперники по алюминиевому фронту - Быков по-прежнему владеет 28 процентами акций КрАЗа.
Сейчас, надо полагать, опасность физического устранения уже позади. Анатолий Быков находится в обычном СИЗО, в общей камере вместе с шестью товарищами по несчастью. Несмотря на заверения исполняющего обязанности прокурора края Юрия Антипова о том, что предприняты все меры, "чтобы ни один волос не упал с головы Анатолия Петровича", в чем именно эти меры заключаются, остается неизвестным. Здесь, в изоляторе, Быков будет содержаться и впредь, вплоть до окончания следствия, как долго - пока неизвестно, сроки будут продлеваться.
Напомним, 8 апреля 1999 года в отношении Анатолия Быкова были возбуждены уголовные дела по двум статьям УК РФ - по 105-й - соучастие в заказном убийстве предпринимателя г. Назарово Гунбина, и по 174-й - легализация денежных средств, приобретенных заведомо незаконным путем (статья совсем новая, труднодоказуемая, по ней возбуждались дела против Бориса Березовского и председателя "СБС-Агро" Александра Смоленского - оба дела не доведены до конца).
К моменту появления на свет уголовного дела алюминиевый магнат успел покинуть страну и был объявлен МВД России в международный розыск. 29 октября 99-го он был задержан венгерскими пограничниками при въезде из Югославии, с тех пор содержался в одном из следственных изоляторов Будапешта.
Прокуратура России требовала выдачи Быкова, Будапештский городской суд отверг его просьбу в предоставлении статуса беженца, а Минюст Венгрии 12 апреля принял решение об экстрадиции бывшего руководителя КрАЗа на родину. Поставив, правда, одно условие: если Быков будет приговорен к высшей мере наказания, приговор приведен в исполнение не будет.
- Сейчас расследование проводится оперативно-следственной группой, - говорит и.о. прокурора края Ю. Антипов, - в нее вошли силовики трех ведомств, группу возглавляет начальник краевого отдела по борьбе с организованной преступностью. К Быкову допущены адвокаты, время их общения не ограничено. Пока ему по-прежнему инкриминируется две статьи - 105-я и 174-я, что касается легализации денежных средств - речь идет о миллиардах неденомированных рублей. Но не исключено, что в зависимости от хода дела обвинения будут расширены. Некто Татаренков в средствах массовой информации заявил, что Быков причастен ко многим убийствам, мы должны проверить эти сведения следственным путем. Тем более что эти преступления действительно имели место, и они до настоящего времени не раскрыты. Кроме того, сам Татаренков находится у нас в розыске по десяти преступлениям - в Красноярском крае и в Хакасии. Надеемся, что и его тоже доставят в Красноярск.
Экстрадиция Владимира Татаренкова ("Татарина") в Россию тоже, скорее всего, состоится. Говорят, с греками договорились. Сейчас он задержан правоохранительными органами Греции, там на него заведено уголовное дело - успел сколотить преступную банду уже за границей, владел арсеналом оружия.
Что касается дел красноярских, широко известна видеокассета, записанная им и показанная чуть ли не всеми телеканалами страны. Впервые текст этого послания обнародовал почему-то губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Владимир Татаренков обвиняет Анатолия Быкова в заказе целого ряда убийств, в том числе известного в городе предпринимателя Виктора Цимика, криминальных "авторитетов" по кличкам Ляпа, Синий, Борода, Толмач, Косяк...
Пока, впрочем, каких-либо доказательств по этому поводу у следствия нет, никаких других фамилий, кроме Татаренкова, правоохранительные органы не называют. Из следственных действий, похоже, предпринято только одно - наложен арест на имущество Быкова, речь идет о загородном особняке в Назарове и восьми домах в поселке Овинный.
Когда будет суд и состоится ли он вообще, будут решать не только следователи, но еще и народные избранники. Анатолий Быков - депутат Законодательного собрания края, обладает депутатской неприкосновенностью. В случае передачи дела в суд без согласия ЗС никак не обойтись. Депутаты, если посчитают доказательства виновности своего коллеги недостаточными, могут и не согласиться. Так уже случилось однажды. Обсудив ходатайство прокуратуры о направлении уголовного дела в отношении Тамары Беляевой в суд (обвиняется в злоупотреблении служебным положением, подделке документов, хищении 66 миллионов старых рублей), депутаты, все до одного, проголосовали против.
И депутаты, и красноярцы вообще (и уж тем более - жители города Назарово, где Анатолий Петрович родился) относятся к делу Быкова неоднозначно. Как ни крути, но и добрых дел за ним числится немало - и культуру поддерживал, и спорт, и детские дома. Помогал совхозам и колхозам, пенсионерам, учителям, врачам, всем сирым и убогим.
О Быкове ходят легенды, рассказывают, например, что с детства он не мог видеть плачущих девочек - подходил, расспрашивал, помогал чем мог. Или о том, как защищал от рэкета мелких назаровских предпринимателей. Из уст в уста передавалось: "Будут проблемы, попроси передать Толе Быкову. Он разберется".
Теперь разберутся, надо думать, с самим Быковым.