Пока острословы изобретают бургеры «Поцелуй Брежнева» и наборы из котлеты и дюшеса с колотым льдом «Троцкий», российские рестораторы планируют развернуться во всю Ивановскую.
Тон, как обычно, задает столица. Мэр Сергей Собянин на днях объявил о грантах для отечественных предпринимателей, готовых заменить иностранцев на рынке быстрого питания. Главные условия: доступный ценник, открытие новых точек и активный прием на работу новых сотрудников.
Вот несколько цифр. В России работали 850 ресторанов McDonald’s, на Москву приходилась четверть из них. Из 110 заведений KFC закрылись 70, остальные работают по франшизе, а Burger King пока хранит молчание, держит открытыми 704 своих ресторана и активно зарабатывает на снижении конкуренции.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров уверен, что по крайней мере в Москве есть все для того, чтобы успешно освоить гранты и построить разветвленную сеть недорогих кафе. Спрос есть и никуда не денется, подготовленных кадров более чем достаточно, а оборудование для таких сетевых заведений давно производят в России.
Конечно, удержать ценник будет непросто, поскольку крупные игроки закупают все ингредиенты гигантскими партиями и могут рассчитывать на скидки. И тут все зависит от предприимчивости новых игроков — успеют ли они справиться с трудностями начального периода?
Зарубежные бренды, и не только ресторанные, пока ведут себя как коты перед дверью. Предпочитают говорить о «временном закрытии» и «распродают остатки», не отрезая себя от возможности в подходящий момент вернуться на российский рынок. А тем временем ресторатор Алексей Васильчук уже подал заявку на грант. Сейчас он владеет фудмоллом «Депо Москва» и сетью «Чайхона № 1», а до конца года планирует открыть несколько десятков точек под брендом «Рестомаркет». Речь идет о нескольких концепциях кафе — с итальянским, восточным и прочим фастфудом.
Ресторатор Антон Пинский, в чей холдинг входит несколько десятков ресторанов Avocado Queen, Medusa, Love Fish Magadan и других, тоже намерен наращивать обороты, в том числе с помощью гранта. Но он полагает, что новые заведения должны предлагать не фастфуд, а здоровую еду. Для чего намерен открыть 25 проектов по всей стране с азиатской и средиземноморской кухней. Рэпер Тимати, по совместительству управляющий сотней ресторанчиков Black Star Burger, собирается построить сеть крафтового фастфуда...
В общем, мало кто из игроков рынка признается в намерении копировать зарубежных конкурентов. Разве что сеть быстрого питания «Заверните» обещает за счет гранта предложить москвичам то, что они привыкли есть в KFC, при среднем чеке в 300-400 рублей. Гендиректор Андрей Щетинин полагает, что через несколько лет куриные крылья и бургеры будут продавать три сотни новых заведений его сети.
Тем временем ресторанные критики гадают, каким будет фастфуд в России через эти несколько лет. Основатель Tastes of Russia Дмитрий Алексеев ожидает взлета популярности шаурмы и чебуреков — с курицей, если заведения расположены возле вокзалов или на рынках, и с мраморной говядиной в дорогих моллах. Да хоть с камчатским крабом! Но бургеры тоже никуда не денутся, их уже сейчас предлагают российские сети, а крупные производители говядины развивают собственные рынки сбыта.
Остается добавить, что на смену американским брендам в Россию уже готовы зайти игроки из других стран. Скажем, уже в ближайшее время в нашей стране планирует запуститься российская «дочка» крупной турецкой сети Chitir Chicken. Этот фастфуд на сегодня продают в 17 странах мира. Попробовать и оценить его можно будет в Москве и Санкт-Петербурге, а затем в Волгограде, Казани, Самаре и Екатеринбурге. Если запуск будет успешным, компания планирует построить около 600 кафе с курятиной по-турецки.
Ощущение такое, что голодными, как ни крути, мы не останемся.