Против этой сделки не один раз выступали официальные американские лица. В Вашингтоне считают, что российское оружие может попасть в руки колумбийских повстанцев, которых, по мнению администрации Буша, якобы поддерживает правительство Чавеса. А уже после заключения российско-венесуэльского контракта из Вашингтона раздались прямые угрозы в адрес венесуэльских властей. Президент Буш дал указание своим помощникам разработать "стратегию сдерживания" Венесуэлы и ее лидера Уго Чавеса, которого он обвинил в "подрывной" деятельности в соседних латиноамериканских государствах. "Чавес стал проблемой", - откровенно заявил заместитель министра обороны США Роджер Пардо-Маурер.
Вице-президент Венесуэлы Хосе Висенте Ранхель в ответ на угрозы Вашингтона заявил, что поставки российского оружия осуществляются "для планового перевооружения национальных вооруженных сил страны". "Венесуэла как суверенная страна вольна принимать любые решения, касающиеся ее внутренних дел, без консультаций с кем бы то ни было", - подчеркнул он. И добавил: "Правительство Венесуэлы гарантирует, что закупаемое оружие предназначается только для заявленных целей и ни при каких условиях не попадет в чужие руки".
Отреагировала и Москва. Представитель МИД России заявил, что Россия, как и другие государства, имеет право развивать военно-технические связи с любой страной, не находящейся под санкциями ООН. "Насколько нам известно, - отметил он, - Венесуэла не находится в состоянии войны или военного конфликта ни с одним государством Латинской Америки". Он назвал "тенденциозными" доводы Вашингтона.
Между тем венесуэльские власти достаточно серьезно воспринимают угрозы со стороны США. Президент Венесуэлы на днях перевел военных резервистов под свое командование и объявил мобилизационную готовность. Сообщая об этом по радио, он подчеркнул, что его решение "обусловлено возможной угрозой вторжения на территорию Венесуэлы со стороны США".
Нелишне напомнить, что Чавес - законно избранный президент, а его страна стала четвертым в мире поставщиком нефти в США, экономика которых в значительной степени зависит от венесуэльского "черного золота".