Общероссийский монополист, созданный для взимания денег с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным автотрассам страны, уже претендует на платный контроль за междугородными автобусами и мусоровозами. А дальше видно будет.
Отгадайте загадку: была рыбка простая — стала золотая. Правильно: инфляция! В России она есть даже тогда, когда ее быть не может. Ибо первый инфляционный закон гласит: «Если все думают, что цены поднимутся, цены обязательно поднимутся».
С «Платоном» («плата за тонны», если кто забыл) именно так и происходит. Напомним: эту систему создали в 2015 году для сбора платы с автомобилей массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который большегрузы наносят дорожному покрытию. Система считается государственной, но управляется на правах концессии. А главное ее достоинство — оператор: компания РТИТС, главными акционерами которой являются Игорь Ротенберг, сын друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга, а также госкорпорация «Ростех», возглавляемая другим другом президента, Сергеем Чемезовым. Неудивительно, что, вопреки российскому законодательству, концессия досталась этим бизнесменам без всякого конкурса, о чем в отечественных СМИ было сказано: «Впервые со времени Людовика XIV в европейской стране отдали на откупа налоги частному лицу».
Условия, на которых компания РТИТС получила в свое распоряжение «метр государственной границы», особо тяжкими не назовешь: вложить 2 млрд собственных рублей на создание системы контроля за грузовиками (еще 27 млрд кредитных денег вложил Газпромбанк) и следующие 13 лет «отбивать» сделанные вложения, перечисляя в казну «автомобильные деньги», а взамен ежегодно получая из бюджета по 10,6 млрд рублей «за услуги». Хотя оператор изначально заявил, что его прибыль составит грошовые 5%, ибо почти все бюджетные платежи уйдут на обслуживание системы.
Но вот что любопытно. При рождении «Платона» деловая пресса дружно отметила: проездные тарифы на нее установлены как раз такие, чтобы хватало на покрытие тех самых 10 млрд рублей «за услуги». В реальности эксплуатационные доходы значительно превысили расчетные. Ибо вместо запланированного миллиона тяжелых грузовиков ныне по российским дорогам уже бегают 1,7 млн большегрузов.
А далее в хорошее дело включилась «принудительная инфляция»: в 2016-м за каждый километр автомобилисты платили 1,53 рубля, в 2017-м — 1,8 рубля, в 2018-м — 1,9 рубля. А с июня 2019 года — 2,04 рубля за километр, «с дальнейшим ростом до 2,2 руб-ля с 1 февраля 2020 года и до 2,35 руб-ля с 1 февраля 2021 года», говорится в сообщении Минтранса РФ. Спрашивается: почему? Ведь система построена, все требуемые вложения сделаны — откуда рост цен?
А причина простая: «Платон» Ротенберга-младшего и Чемезова-старшего изначально создавался в качестве автодорожного электронного монополиста. Теперь он вырос, оперился — может диктовать свои правила игры. Ликвидировать его глупо, заменить — некем: нравится — не нравится, но плати! И платить в конечном счете придется нам с вами, налогоплательщикам.
Причем это лишь начало. Потому что «Платон» уже проголодался и хочет кушать. И его хозяева уже нашли ему дополнительное применение. Во-первых, контроль за междугородными автобусами. Об этом уже год назад заявил глава Минтранса Евгений Дитрих: «Министерство прорабатывает возможность подключения к госсистеме «Платон» автобусов, чтобы очистить рынок от нелегальных перевозчиков». Во-вторых, в стране бурно развивается «мусорный рынок» — перевозка твердых бытовых отходов (ТБО). Его тоже хочется прибрать к рукам, установив на каждый мусоровоз бортовой спутниковый навигатор. А будет еще и в-третьих, в-четвертых — можете не сомневаться, ибо аппетит приходит во время еды.
Все вместе это называется «цифровизация» — в общем, нужное и полезное дело, которое еще только начинает развиваться в России. Но в Европе аналогичной работой по каждому направлению занимаются десятки конкурирующих фирм — и цены за их услуги удерживаются на нормальном уровне. А наша страна, похоже, опять сооружает все новые и новые «вертикали» по выкачиванию денег из населения.
Кстати
В ноябре дорожники сдают последний участок трассы М11 Москва — Санкт-Петербург, и вся скоростная магистраль будет открыта для автомобилей. Минтранс уже объявил, что для легкового автомобиля цена проезда между столицами составит 2 тысячи рублей. Вроде не слишком много. Но мы помним, как в начале строительства нам обещали доступные тарифы, а в итоге они росли как на дрожжах по мере сдачи участков. Потому что в этом материально заинтересованы известные всем лица.