«Роснефть» разворачивает масштабную кампанию по освоению Дальнего Востока: строительство ВНХК под Находкой, завода СПГ на Сахалине, модернизация Комсомольского НПЗ, освоение шельфа Охотского моря. Нужны новые производства и технологии, а для них — квалифицированные рабочие руки. Как молодежь Дальнего Востока сможет найти дорогу в «Роснефть»? Для этого в компании на протяжении ряда лет работает система непрерывного образования «Школа — вуз — предприятие».
Переоценить кадры сложно, особенно в нефтянке, где каждый специалист несет громадную ответственность. Для решения вопроса дефицита грамотных специалистов в «Роснефти» 10-й год работает система «Школа — вуз — предприятие».
Как следует из названия, начинается все со школьной парты. В регионах производственной деятельности компании действуют более 60 «Роснефть-классов», куда набирают самых способных старшеклассников. Ребята проходят усиленную подготовку по профильным дисциплинам, классы имеют соответствующее оснащение. Выпускники «Роснефть-классов» поступают на нефтяные специальности в технические вузы, по окончании лучшие из них приходят на работу на предприятия «Роснефти».
Компания оказывает поддержку профильным вузам-партнерам по всей стране. Такие классы и факультеты уже работают в школах на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Наш корреспондент побывал в «Роснефть-классе» в Красноярском крае, шефствует над которым дочернее предприятие «Роснефти» — «Ванкорнефть», а также в Институте нефти и газа в Сибирском федеральном университете (СФУ), где «Роснефть» полностью построила современный учебный корпус и оснастила лаборатории нефтяным оборудованием. В «Роснефть-класс» поступают с приличным конкурсом, а после учатся упорно, без всяких поблажек. Чаще всего родители или родственники учеников уже работают в отрасли, а остальным просто нравится перспективная профессия, не лишенная, кстати, романтики. В 15 лет ребята уже выбирают себе специальности. Кто-то собирается посвятить себя нефтехимии, кто-то — геологии. А один юноша меня убеждал, что самое интересное дело — добывать сланцевую нефть из баженовской свиты в качестве оператора установки по гидроразрыву пласта.
Студенты СФУ чаще всего мне говорили о желании работать на Ванкоре. Потому что это молодое месторождение, где собраны самые передовые технологии, и, соответственно, благодатное поле для дальнейшей научной работы и кандидатской диссертации.
«Что же надо делать, чтобы попасть в «Роснефть», в частности на Ванкор?» — интересовался я. «Учиться и проявлять себя, — отвечали студенты. — То есть участвовать в инновационных конкурсах и конкурсах проектов и, разумеется, стараться побеждать. Все справедливо, как в честном спорте: направление на самое перспективное производство получают самые лучшие».