На встречу с маршалом Язовым мы пришли в канун 70-летия Победы, с которой мы и хотели поздравить последнего министра обороны Советского Союза. Помощник проводил в довольно просторный кабинет Дмитрия Федоровича в здании Генштаба Минобороны, и мы поразились, насколько радушно нас встретил хозяин, наверняка уставший от предпраздничных визитеров.
Речь зашла о минувшей войне и ярких эпизодах, навсегда отпечатавшихся в памяти.
- Самых ярких, пожалуй, два, – поделился маршал. - Один печальный, второй радостный. Помню, как нас, прибывших из училища в расположение частей Волховского фронта вчерашних курсантов, построили на опушке, где в присутствии начальника политотдела дивизии, военного прокурора и председателя трибунала был показательно расстрелян командир взвода по фамилии Степанов. Он бежал с поля боя, бросив свое подразделение, которое без него сумело отбить танковую атаку. А самый радостный день – это снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Наша часть была брошена на прорыв, многие бойцы — русские, белорусы, украинцы, казахи - проявили настоящее мужество.
Я считаю, что мы победили в той страшной войне благодаря дружбе народов. Все шли в атаку в одном строю, не прятались за чужие спины. Героизм был невиданный. Вот один только пример. Командир полка Панфиловской дивизии подполковник Иван Шапшаев в окружении продолжал командовать с оторванной рукой. На операционном столе он еще пытался шутить: «Хорошо, что не правую руку оторвало, а то как бы поднимал в атаку полк». Мы обязаны помнить своих герое, даже если сейчас наши памятники или парады кое-кого раздражают. Чаще всего тех, кто исповедуют девиз «все можно купить». Им трудно понять, что не такие подполковники, то не было бы ни Победы, ни России. Да и их самих тоже не было.