Лоси очень постоянны в своих привычках: там, где пути их миграции пересекают автомобильные трассы, обязательно выставлены соответствующие дорожные знаки, к которым не стоит относиться легкомысленно. Никто не знает, почему это так, но в привычки этих "лесных коров", достигающих двухметрового роста и полтонны веса, входит появляться всегда совершенно внезапно и тут же стремглав пересекать дорожную магистраль. Так что даже если водитель успевает сбросить скорость, это еще не гарантия от столкновения с гигантом, который чаще гибнет сам, но примерно в десяти случаях в год при этом уносит и жизни людей в легковых автомобилях - грузовики им "не по рогам". Сотни человек получают тяжелейшие травмы, когда туша сбитого великана превращает кабину в смятый спичечный коробок. Всего же опасных происшествий на дорогах, виной которым лоси, здесь случается до трех тысяч ежегодно. Наибольший риск приходится на часы сразу после захода солнца и не зависит от времени года.
Чтобы такая встреча не стала фатальной, в автошколе города Куопио учеников "натаскивают" на первого в Суоми... механического лося. Зверь из пластика выглядит совсем как настоящий. Он прячется в лесистом укрытии у обочины, а когда сенсоры, вмонтированные в дорожное покрытие, подают сигнал о приближении учебного автомобиля, выскакивает из темноты прямо перед капотом машины. В целях безопасности ученик едет не быстрее 50 километров в час, однако, по мнению инструкторов, этой скорости вполне достаточно, чтобы обучаемый в полной мере проникся пониманием опасности столкновения с сохатым. И научился мгновенно реагировать и уворачиваться от удара. Придумал и создал необычный тренажер Антеро Пейпонен, руководитель Ассоциации автошкол провинции Саво. Изготовление манекена обошлось в 10 тысяч евро. Но если исходить из факта потерь человеческих жизней, в Финляндии считают, что деньги потрачены не зря. Этот опыт хотят перенять во всех районах Восточной Финляндии, где вероятность встречи с одним из 115-125 тысяч лосей - так оценивают их поголовье в стране - наиболее велика.