Режиссер Валерий Тодоровский, выпустивший за последнее время ряд заметных кинопроектов как продюсер, собственное кино снимает нечасто, придерживаясь принципиальной позиции - каждый фильм должен рождаться вовремя. Наверное, потому все его картины и становятся событием, точно отображающим время, - "Любовь", "Страна глухих", "Мой сводный брат Франкенштейн"... Сегодня Тодоровский снимает молодежную драму "Тиски" по сценарию Олега Маловичко.
Главный герой картины Денис Орлов, молодой амбициозный ди-джей ночного клуба в южном городе. Как и многие, он мечтает покорить столицу. Но однажды, остро нуждаясь в деньгах, заключает разовую сделку по продаже легких наркотиков, перейдя тем самым дорогу крупному криминальному авторитету Вернеру. Под угрозой расправы со стороны наркоторговца Денис вынужден вступить в сговор с ним. Одновременно парень начинает сотрудничать с правоохранительными органами, став "засланным казачком" в логове преступников...
На роль Дениса Тодоровский пригласил выпускника Школы-студии МХАТ, а ныне актера МХТ им. А.П. Чехова Максима Матвеева. Выбор кажется беспроигрышным: молодой высокий красавец наверняка завоюет сердца соотечественниц. У Матвеева уже есть большой сценический опыт (он играл в МХТ, еще будучи студентом), и это позволяет ему с ходу улавливать режиссерский замысел и на равных работать в кадре с такими профессионалами, как Серебряков и Бондарчук. Кстати, в картине снимается и сокурсник Матвеева и коллега по МХТ Антон Шагин.
Бондарчук и Серебряков играют двух антиподов, друзей детства, которых жизнь раскидала по разные стороны баррикад. При этом главный злодей Вернер (Бондарчук) выглядит милым, обаятельным парнем, а борец с наркобизнесом Дудайтис (Серебряков) постоянно мрачен и угрюм.
Несмотря на безумную жару, съемочная группа стоически работает в ежедневном режиме по 12-14 часов в сутки. Сейчас в маленькой комнате старого дома, представляющего собой жилье Дудайтиса, снимается эпизод, когда Денис врывается к нему среди ночи и сообщает, что, опасаясь разоблачения, убил человека. Перепуганный собственной решимостью, Денис хочет выйти из игры.
Опытный Серебряков с первого дубля находит нужный взгляд и интонацию. Матвеев, привыкший работать на театральной сцене, дает во взгляде чуть больше драматизма, нежели это допустимо на крупном плане в кино. Тодоровский подходит к Максиму: "Все очень хорошо. Только попробуй сделать это менее эмоционально. Сказал - и ушел в себя. А Леша будет своими репликами выводить тебя из ступора и на контрасте все получится здорово". На третьем дубле Матвеев уже абсолютно точен. А Серебряков, выстроив внутри себя всю сцену, неожиданно делает ее иначе, нежели в предыдущих дублях, но с таким надрывом и такой степенью филигранности, что после команды "Стоп" вся съемочная группа, не сговариваясь, устраивает актеру продолжительную овацию...
И вот опять перерыв и опять кресла в тени. Время расслабиться.
"Мы с женой летели с отдыха, - рассказывает Серебряков. - Сидим в кафе в аэропорту. И тут молодая пара обращается к моей жене: извините, мол, вы нас не сфотографируете? Она говорит, да, конечно, и берет фотоаппарат. Я с нескрываемой ленцой избалованного вниманием артиста медленно поднимаюсь, подхожу к ним, а они стоят, обнявшись, у колонны. Я раздвигаю их, вставая посередине и обнимая их за плечи. И тут они оба поворачивают ко мне лица и удивленно спрашивают: "А вы тоже хотите с нами сфотографироваться?.."
"А вот у нас с Пореченковым тоже недавно была история, - подхватывает тему Бондарчук. - Сидели мы в кафе в Алуште в большой компании. И одна солидная дама средних лет говорит Порече: "Миша, я вас обожаю. Особенно мне нравятся ваши "Дальнобойщики"! Ой, что вы там творите - это что-то!"
"А у нас уже здесь, в Ростове, тоже был забавный случай, - делится впечатлениями Максим Матвеев. - Мы с Антоном Шагиным возвращались домой. Смотрим, у подъезда, где мы квартиру снимаем, стоит толпа. Тут все на нас оборачиваются, мы думаем, неужели узнали? "Вы здесь живете?" - спрашивают. Мы говорим - да. "Тогда вы должны принять участие в собрании". Оказалось, избирался "орган управления домом". Страсти кипели нешуточные. Кого-то обвиняли в коррупции за то, что он пытался выдвинуть на "высокий пост" свою жену, кого-то в необъективности. В общем, впечатление это на нас произвело колоссальное!"
Но вот закончен очередной перерыв, день близится к концу. По прогнозам, завтра и послезавтра будет еще жарче. Узнав об этом, все тяжело вздыхают. Но график в кино жесткий. Съемки продолжаются.