Традиционная карьера: от малых дел — к средним, от средних — к большим и великим. А наше правительство двинулось в обратную сторону. Год назад 38 министров в очередной раз взялись спасать экономику страны, а теперь 10 из них вручат по отстающему региону с задачей вывести в передовики. Во времена пионерского детства это называлось «взять на буксир».
Первым куратором назначили министра экономического развития Максима Орешкина. Ему поручили Республику Тыву — регион с самыми низкими доходами населения, самой высокой долей бедняков (41,5%) и самым высоким в стране коэффициентом рождаемости, то есть заводить детей здесь умеют.
А еще эта земля полна полезных ископаемых: руда, цветные и редкие металлы, каменный уголь, железная руда, асбест, золото, ртуть, нефрит, сапфиры и хризолиты. Богата республика подземными и минеральными водами, есть 13 соленых грязевых озер и полсотни целебных источников, 3 млн гектаров покрыто кедровыми рощами (11% бесценных лесов России). Более 90% территории — охотничьи угодья, где обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга и снежный барс, занесенный в Красную книгу...
А вот другая статистика. Удельный вес региона в общероссийских экономических показателях: по валовому региональному продукту (ВРП) — 0,1%, по объему промышленного производства — 0,0%, продукции сельского хозяйства — 0,2%, розничного товарооборота — 0,1%, инвестиций в основной капитал — 0,0%. А ведь богатейшая земля!
Субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по Республике Тыва зарегистрировано 7096 единиц, численность работников в них — 8423 человека. «Лесная отрасль» — это массовые вырубки кедрача сверх всяких норм, лесопилки и лесные склады принадлежат бандитам. Охота заменена браконьерством. Республика занимает последнее место в России по туристической привлекательности и первое — по убийствам на душу населения: 32,73 на каждые 100 тысяч при среднероссийских 6,7. А 20 лет назад насильственных смертей тут было в четыре раза больше.
И чем же хочет заняться куратор из Москвы в первую очередь? Завершением строительства железной дороги Кызыл — Курагино (то есть с присоединением к Транссибу). «Проект будет длиться несколько лет, но он откроет для республики создание большого количества новых рабочих мест, станет драйвером развития экономики», — заявил министр на выездном совещании. Напомню: строительство дороги (411,7 км) было начато в 2011 году, и пока проложили только 1 км пути около Кызыла. И куда раньше смотрели местные и федеральные власти?
«В этом задача института кураторства — чтобы отстаивать интересы, потому голос губернатора с населением 320 тысяч человек на федеральном уровне не всегда слышен, — говорит Орешкин о своих новых обязанностях. — Я теперь работаю у губернатора в качестве мегафона».
Благородно, но что будет, когда в правительстве появятся 10 министров-кураторов, и все с мегафонами? Господин Орешкин планирует договориться с Минтрудом о включении Тувы в перечень регионов, участвующих в реализации пилотного проекта по снижению уровня бедности. Один из пунктов — дополнительные выплаты из федерального бюджета нуждающимся семьям при рождении третьего ребенка. Так ведь и остальные кураторы наверняка потребуют того же, а бюджет не резиновый...
В перечне наиболее нуждающихся российских регионов Тува лидирует по доле населения с доходами ниже минимума. А первенство по уровню безработицы держит Ингушетия, регионом же с наименьшим уровнем средней зарплаты считается Дагестан. А если брать еще шире, то дотации из центра «на выравнивание» из 85 регионов получают 70. Их тоже считать обездоленными?
Увы, система распределения доходов в России выстроена в угоду интересам «вертикали власти»: наполняют казну все кто сколько сможет, но далее большинство регионов кормятся из центра и понимают, от кого зависит их благополучие. Так было вчера, так будет и завтра. Придуманная в правительстве система кураторства будет по-прежнему только «отнимать и делить». Хотя стране давно нужны другие арифметические правила и действия: прибавление и приумножение.