То воскресенье началось, как обычно. За год работы в метро Замоскворецкую трассу Андрей изучил досконально. Специфика этой линии - работа "в одно лицо", иными словами, машинист в кабине один, на нем и вся ответственность. Поэтому весь маршрут надо знать от и до. Первый рейс от "Каширской" до "Речного вокзала" прошел спокойно. 14.20 - пора в обратный путь. 14.29 - поезд отходит от "Войковской", скорость - 60 километров в час. Ульянов видит туннель примерно на двести метров. Торчащую прямо из его крыши балку Андрей заметил примерно за восемь секунд до столкновения и успел сбросить скорость.
Это потом выяснилось, что торчащая свая не что иное, как опора рекламного транспаранта. Бригада из компании "Полюс-М " готовила его к установке под эстакадой Ленинградского проспекта. Рекламный "гвоздь" забили аж на четыре метра, шахта метро проходит на глубине трех. Столб пробил не только крышу тоннеля, но и существенно повредил электропоезд: точка столкновения - чуть правее места машиниста. "Удар был мощный, стекло вывалилось целиком, смялась и крыша. Через несколько метров поезд остановился, - вспоминает Андрей. - Дальше все по инструкции: дал сигнал диспетчеру, обесточил поезд, сделал объявление пассажирам, мол, волноваться нечего - это не теракт. Прошел по вагонам, открыл двери, потихоньку стал выводить людей".
Тем временем работа наверху продолжала "кипеть". До того как представители МЧС обнаружили причину аварии, усердными строителями было забито еще пять свай - две из них вошли в четвертый вагон, три по касательной прошли в районе шестого. Люди запаниковали, тут-то и пригодился природный оптимизм Андрея. Обойдя вагоны, он успокоил пассажиров, сообщив, что ничего страшного не произошло, обычная строительная накладка.
"Сваи были строительными, это я сразу понял, - вспоминает он. - Главное, что никакой бомбы не оказалось. Это я и объяснил пассажирам. Панику удалось пресечь на корню, потом вместе с Васильичем повели всех на станции. Задние вагоны - на "Войковскую", первый - на "Сокол". Все, как инструкцией предписано, тут и из МЧС подъехали".
"Васильич" - дежурный машинист Евгений Васильевич Чегулаев - прибежал с "Войковской" действительно быстро, инструкция - это тоже хорошо, как и МЧС. Только заниматься пришлось бы им совсем другой работой, если бы притормозил машинист Ульянов на полсекунды позже, не обесточил тут же состав.
Сегодня Андрей находится в реабилитационном центре, ему предоставлен недельный отпуск. Руководство Мосметрополитена представило машиниста Ульянова Андрея Николаевича к правительственной награде. Какой именно - решать властям. Иных же материальных поощрений для машиниста не предполагается. Как сообщили "Труду" в пресс-службе столичной подземки, "метрополитен - организация государственная, а ежемесячная премия за стрессовую работу и так предусмотрена для всех машинистов метро".
Сам же Андрей Ульянов ни о чем не просил.