Главная Культура 00:10 23 Декабря 2016 13452
Вы только посмотрите!

Год российского кино: рекорды и провалы. И топ-10 от обозревателя «Труда»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

«Год кино в России с треском провалился!» — с непонятным ликованием твердят в соцсетях популярные блогеры. Некоторые из них поставили диагноз еще летом, сразу после «Кинотавра», когда подводить итоги года было просто смехотворно. Ведь главные хиты продюсеры и прокатчики приберегают к осени. И только сейчас картину уходящего киногода можно увидеть целиком. Лично меня она совсем не пугает. А где-то даже воодушевляет.

Начну с арифметики. О каком, спрашивается, провале Года кино может идти речь, если уже 27 ноября наши фильмы собрали в прокате рекордные 8,186 млрд рублей, перекрыв достижение трехлетней давности (8,131 млрд)? До конца 2016-го, прогнозируют аналитики, благодаря стартующим в эти дни потенциальным хитам «Елки 5», «Дед Мороз. Битва магов», «Снежная Королева 3», «Викинг», «Три богатыря и морской царь» будет собран еще миллиард рублей. Ничего себе провал...

Соответственно, вырастет и доля российского кино в прокате: с привычных 17 до 20% , как пообещал недавно замминистра культуры Сергей Обрывалин. Число наших фильмов на экранах тоже неуклонно растет: в 2014-м их было 82, в 2015-м — 129, в 2016-м — уже 135. Согласитесь, обнадеживающая динамика. Хотя такой большой кинодержаве, как Россия, надо бы производить не менее 250 фильмов. Примерно столько снимается ежегодно во Франции — не зря она остается лидером европейского кино.

Но не цифрами, а хорошими фильмами живо кино. И яркие картины в этом году были — причем на разные вкусы. Приходилось, например, слышать, что у нас нынче в загоне авторский кинематограф. Но при этом мы почему-то были представлены на всех главных мировых кинористалищах и редко возвращались оттуда без наград. Напомню: в феврале в Берлине была обласкана прессой трагикомедия Михаила Местецкого «Тряпичный союз». В мае острый «Ученик» Кирилла Серебренникова, снятый на частные средства, произвел изрядный шум в Канне, получил приз свободной французской прессы. Впоследствии фильм пошел гулять по фестивальным экранам, номинировался на европейский и азиатский «Оскары»...

Схожий подвиг совершила «Зоология» Ивана Твердовского, снятая в гоголевских традициях фантастического реализма. Картина прогремела в Карловых Варах, Торонто, Лондоне, Пусане, Сан-Себастьяне, Цюрихе, Батуми — далее везде. Феерическое фестивальное путешествие проделала «Коробка» дебютанта Эдуарда Бордукова. Эту ленту, искусно соединившую спортивную драму и драму социальную, буквально завалили призами на фестивалях в Чикаго, Бухаресте, Палермо, Дели, Милане, Таллине, не говоря уже про десятки наград на родине...

Наконец, главным триумфатором года по праву стал мэтр Андрей Кончаловский. Его «Рай» завоевал в Венеции «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, потом собрал увесистую гроздь наград на киносмотрах в США, Испании, Израиле, Португалии, а буквально несколько дней назад попал в номинанты «Оскара». Черно-белый «Рай», посвященный трагедии холокоста, сделан крепкой рукой большого мастера, так что шансы Кончаловского получить престижнейшую награду весьма велики. Это не аляповатый «Сталинград» Федора Бондарчука и не рыхлое «Предстояние» Никиты Михалкова, которые ничего, кроме вежливого недоумения, у американских киноакадемиков вызвать не могли.

Впервые в истории российского кино на «Оскар» выдвигался и неигровой фильм, но, к сожалению, в шорт-лист не попал. Документальная драма Виталия Манского «В лучах солнца», рассказывающая о теневых сторонах жизни Северной Кореи, завоевала три десятка призов на международных фестивалях, обошла экраны многих стран мира. В том числе установила рекорд по сборам для неигрового кино в России. Дополнительную рекламу фильму создало наше доблестное министерство культуры, которое почему-то чинило этой яркой антитоталитарной ленте всевозможные препятствия.

«Но это все искусство для киногурманов», — могут возразить мне оппоненты. Народ, дескать, в своей массе на такое кино не ходит. С этим отчасти соглашусь, но с одним важным уточнением: публика у нас вообще в кино ходит мало, и на европейские фильмы тоже. Среднестатистический россиянин выбирается в кино реже раза в год, хотя в советское время на каждого зрителя приходилось 17 походов в кинотеатр. Многократным падением аудитории, ее резким омоложением и, извините, интеллектуальным оскудением (нынче кинозалы стали прибежищем для полуграмотных тинейджеров) и объясняются провалы в прокате многих вполне качественных и потенциально зрелищных картин. Напомню, что знаменитый «Остров» Павла Лунгина тоже бездарно сгинул в прокате, а во время демонстрации по ТВ показал высочайший рейтинг в истории нашего ТВ.

Так дело обстоит и ныне. И победитель «Кинотавра» — очаровательная семейная комедия «Хороший мальчик» с блистательным созвездием актеров, и победитель выборгского фестиваля «Окно в Европу» — поэтичная и нежная якутская сага «Его дочь», и недавний победитель «Сталкера» — пронзительная драма из жизни шахтеров «Вся наша надежда», и стильная молодежная картина Сергея Соловьева «Кеды» с мелодиями популярного рэпера Басты, и провокативная, исполненная визуального пиршества «Дама пик» все того же Павла Лунгина, и уже упоминавшаяся азартная «Коробка», и увлекательные «Дачники» Александра Вартанова, и симпатичные «Городские птички» Юлии Белой, и трогательный «Инсайт» Александра Котта, и еще десятки фильмов, которые мне довелось увидеть в течение года, вполне могли бы окупиться и принести прибыль. При одном условии: если бы у нас был нормальный прокат. Если бы в 90-е мы не потеряли взрослого, думающего зрителя, который с тех пор отвык ходить в кинотеатры, предпочитая сидеть у телевизора.

Для того чтобы вернуть зрителя в кинозалы, сделано за последние годы, увы, не так уж много. Пиратство в сети не побеждено. Громко проафишированное строительство кинотеатров в малых и средних городах с приоритетным показом отечественных фильмов пребывает в анабиозе: из 450 запланированных к концу 2017-го кинозалов готово лишь 87. Инициированная когда-то министром культуры идея ввести уроки кино в школьную программу завяла, едва родившись. Некогда мощное движение киноклубов дышит на ладан. В итоге в кинотеатрах сидит инфантильная публика, смотрит примитивные голливудские стрелялки, детские мульты да наши дураковатые комедии типа «Жениха» (сборы 7,4 млн долларов при бюджете 1,5 млн) и хрустит попкорном.

Скажу честно: снимать качественное кино для массовой аудитории у нас умеют немногие. Этому во ВГИКе не учат. Но в уходящем году на экранах появились такие специально ориентированные на широкую публику, дорогостоящие и, увы, разные по качеству фильмы, как «Дуэлянт» и «Ледокол», «Землетрясение» и «28 панфиловцев». С трудом окупился из них только последний. Но виноваты в этом не только авторы (хотя и они тоже). Российская киноаудитория нынче столь мала (от силы 5 млн постоянных зрителей), что ее энтузиазма, эмоций, да и доходов (при цене билета под 500 рублей) хватает, похоже, лишь на один российский блокбастер в году. Пару лет назад это была «Легенда № 17» Николая Лебедева. В этот раз публика повалила на его же «Экипаж», взлетевший еще в апреле и продолжающий приносить прибыль до сегодняшнего дня.

Я не переоцениваю художественные достоинства этого проекта, но он снимался не для критиков, а для широкой публики. Крутизной спецэффектов, безостановочным экшеном, позитивным зарядом «Экипаж» попал в ожидания аудитории и покорил ее. На сегодняшний день фильм собрал в нашем прокате более 1,5 млрд рублей. Его купили для проката уже 45 стран мира. Это еще один абсолютный рекорд российского кинематографа в уходящем году.

10 лучших фильмов 2016 года по версии кинообозревателя «Труда» (в алфавитном порядке)

«Дама пик» Павла Лунгина

«Вся наша надежда» Карена Геворкяна

«Зоология» Ивана Твердовского

«Его дочь» Татьяны Эверстовой

«Кеды» Сергея Соловьева

«Коллектор» Алексея Красовского

«Коробка» Эдуарда Бордукова

«Рай» Андрея Кончаловского

«Ученик» Кирилла Серебренникова

«Хороший мальчик» Оксаны Карас

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6240
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6005
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4486
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...