После изучения подготовки к ноябрьским президентским выборам в США 20 международных наблюдателей из 15 стран мира пришли к выводу, что избирательная система этой страны несовершенна и требует доработки. По итогам исследования был подготовлен доклад, в котором отмечаются "проблемы, способные подорвать доверие к результатам выборов". В частности, по мнению наблюдателей, вызывает сомнение использование в некоторых штатах специальных электронных машин для голосования, что само по себе полностью исключает возможность ручной проверки результатов. Закон, действующий на территории восьми штатов, о запрете на участие в выборах бывших заключенных, осужденных за особо тяжкие преступления, также признан неправильным. Кроме того, в американской избирательной системе отсутствуют единые правила регистрации избирателей и проведения досрочного голосования.
Около трех недель назад специалисты ОБСЕ опубликовали доклад, в котором содержатся аналогичные выводы и подчеркиваются те же самые нарушения.
Василий КОНСТАНТИНОВ.
Исход противоборства между кандидатами решает не арифметика, а правило, установленное "советом полубогов", как назвал автор Декларации независимости Томас Джефферсон Второй Конституционный Конвент, проходивший в Филадельфии с 25 мая по 17 сентября 1787 года, то есть через девять лет после отделения тринадцати американских штатов от Британии.
Выработав основные положения конституции, 55 "полубогов" споткнулись на выборах законодательного органа и главы государства. Бывшие колонии, решившие образовать федерацию, до того жили каждая сама по себе - со своими полноправными правительствами, со своими законами, деньгами, армиями, относясь друг к другу как к не очень дружественным соседям.
Малые штаты не доверяли большим, и в Филадельфии они слышать не желали о пропорциональном представительстве в конгрессе: для них это означало жить под диктовку Нью-Йорка, Массачусетса и остальных гигантов.
В конце концов договорились, что в нижней палате число представителей данного штата будет зависеть от величины его населения, а в сенате все они будут иметь по два депутата. Потом возникла идея коллегии выборщиков. Не было не только телефона и телеграфа, но и нормальных межштатных дорог, путь от Нью-Йорка до Филадельфии длился двое суток. Из политических деятелей повсеместно был известен только предводитель революционной армии в войне за независимость Джордж Вашингтон. "Полубогов" и тех за пределами их штатов знали лишь некоторые инициаторы объединительного конвента.
Суть предложения о выборщиках в том и заключалась, что каждый штат должен был выделить группу наиболее знающих и просветленных людей, которые могли бы квалифицированно сделать выбор высшего руководителя. Параграф 1-й второй статьи Конституции США устанавливает, что каждый штат назначает выборщиков, число которых должно быть равно числу сенаторов и членов палаты представителей, которых штат имеет право направлять в Конгресс. Чтобы стать президентом, нужно собрать большинство голосов выборщиков. Сейчас их насчитывается 538 - 535 от штатов (435 конгрессменов плюс 100 сенаторов) и трое от Федерального округа Колумбия (город Вашингтон). Для победы нужно иметь минимум 270 выборщиков.
Основополагающий принцип выборов: победитель в данном штате получает всех выборщиков, как бы ни было мало его преимущество (вспомним Флориду). Калифорния и Нью-Йорк заведомо считаются "территорией Керри", где он должен получить огромное превосходство над Бушем, но если произойдет некий общественный сдвиг и Буш получит в этих вотчинах демпартии хоть на десяток голосов больше конкурента, ему достанутся и 55 калифорнийских выборщиков и 31 нью-йоркский.
Ну хорошо, два с лишним века назад вопрос упирался в средства информации и коммуникации между штатами, а зачем выборщики нужны в век телевидения и скоростного транспорта?
Демократы периодически поднимают волну на эту тему, заранее, впрочем, зная, что не найдут сочувственного отклика: небольшие штаты, какая бы партия там в данный момент ни верховодила, ни за что не согласятся на ущемление своих прав - ведь, лишившись своих выборщиков, они перестанут играть какую бы то ни было существенную роль на всеобщих выборах.
Да это и нереально: чтобы принять соответствующую поправку к конституции, нужно чтобы за нее высказались две трети в сенате и в палате представителей, а затем - 33 из 50 законодательных собраний штатов. К тому же здравомыслящие люди понимают, что система выборщиков в значительной степени, хотя и не полностью, ограждает от жульничества и подтасовок по ходу выборов. Без нее Гор, опиравшийся на бесперебойно работающую, жестко контролируемую партийную машину, мог бы запросто получить преимущество не в полмиллиона, а во много миллионов голосов.