Авиационный инженер из Хатанги Юрий Тютрин не раз слышал в свой адрес: тебе что, больше всех надо? И давал на это утвердительный ответ. Вот и на этот раз, почитав как всегда многообещающий доклад главы «Рос-авиации» Александра Нерадько, он написал отчаянное письмо на имя премьера, министра обороны и генпрокурора. От имени жителей заполярной Хатанги Тютрин ставит вопросы государственной важности. Заголовок отправленной в столицу телеграммы говорит сам за себя: «Об убогом авиатранспортном обеспечении Арктики, вынуждающем людей покидать форпост России».
В этих краях нет шоссе и железных дорог, большую часть года реки и озера скованы льдом, поэтому самолеты остаются единственным транспортом. А если авиасообщение остановлено, то обитатели заполярного поселка отрезаны от остальной страны и чувствуют себя как на необитаемом острове. «Но ведь мы — жители форпоста России в Арктике!» — напоминает Юрий.
Старожилы Заполярья помнят времена, когда Хатанга была на самом деле таковым. Аэропорт здесь почти никогда не закрывался по погодным условиям. Из Москвы каждый день прилетали турбовинтовые Ил-18, перевозившие пассажиров в ближние и дальние арктические поселки — Амдерма, Анадырь, Тикси, Чокурдах, Кресты Колымские, Певек, Мыс Шмидта. Надежные и неприхотливые Ил-14 обеспечивали связь с Диксоном, мысом Каменным, мысом Косистым, бухтой Провидения. А Ли-2 и неутомимые Ан-2, садившиеся прямо на снег, возили даже сено для коров, дававших молоко детям.
Ежегодно проводились военные учения авиации с посадками на северных аэродромах и островах Северного Ледовитого океана. Научно- исследовательские экспедиции Академии наук «Северный полюс» и «Север» для подводных лодок дрейфовали на льдинах в Северном Ледовитом. На островах Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Визе, Средний, Врангеля, Новосибирских островах находились полки ПВО для обеспечения многоуровневой защиты от противника.
Жизнь в Арктике кипела, и главнейшую роль в этом играла авиация. Живущие здесь люди отказываются вычеркивать эти годы из памяти. Наш герой Юрий Тютрин вырос в живописном шахтерском поселке Каяк под Хатангой, который приезжие называли северной Швейцарией. Он мог бы остаться в теплом Мариуполе, на родине отца, где проводил каждое лето. Или в большом и шумном Харькове, где получил диплом университета радиоэлектроники. Но Юрий вернулся работать на Север, в только что созданный Хатангский центр организации воздушного движения, где оттрубил в должности инженера без малого два десятилетия. А три года назад создал фирму «Анабат Тур», чтобы знакомить туристов с удивительным заполярным краем.
«За границей путешествовать все сложнее, — говорит Юрий. — Да и зачем, если экстремалов и просто любознательных людей ждет так много прекрасного в нашем Заполярье! И тут проблема все та же: как сюда добраться с Большой земли?»
А здесь есть Таймырский заповедник с самыми северными в мире лесами, со стадами диких оленей, лежбищами моржей, этнопарком «Каталык» и огромным метеоритным кратером. Минувшей весной до Хатанги долетел на воздушном шаре Федор Конюхов, установив очередные рекорды. Отсюда стартуют группы экстремального туризма по Крайнему Северу. А в 1996 году Хатанга стала центром мировой сенсации, когда оленевод Геннадий Жарков нашел трехметровые бивни мамонта на берегу реки Кырса-Юрях. Ученые определили, что мамонт, весивший почти пять тонн, обитал здесь более 20 тысяч лет назад. Находка стала первым экспонатом Хатангского музея мамонта.
С приходом эры интернета Тютрин разработал проект «Хатанга.РФ». С тех пор там отражаются значимые события, собираются и анализируются исторические и архивные данные. Само собой, значительную часть занимает информация о местной авиации. «Современная техника, — рассказывает Юрий, — позволяет Хатанге принимать воздушные суда круглосуточно, в сложнейших метеоусловиях. Но аэродром работает по сокращенному регламенту, а в субботу — воскресенье вообще закрыт. Пассажиры летают на еще советских Ан-24 и добираются до Москвы с пересадками».
Раньше были прямые рейсы в столицу и оттуда по всей стране. Сейчас надо добираться до Красноярска. Далее ночевка. Расписание полетов составлено так, чтобы вообще отбить охоту летать...
Какой же выход видят полярники, когда пишут в высокие инстанции?
«Что мешает авиационным властям использовать Бе-200 на Севере для перевозки пассажиров? — отвечает Юрий вопросом. — Самолет-амфибия может садиться на воду, на грунт и на снег. Также можно использовать модернизированный на базе Ан-2 самолет «Русская Арктика» с увеличенной дальностью полета, умеющий производить посадку даже на гальку. Или закупить в Китае модернизированную версию Ан-24 Xian МА60 для авиасообщения отдаленных и малоосвоенных районов. Учитывая, что еще не скоро встанут на конвейер собственные дальнемагистральные лайнеры, предлагаем рассмотреть использование транспортных самолетов Ил-76 для пассажирских перевозок в Арктике. Подобный опыт уже был».
Ну а для превращения Хатанги в туристическую Мекку надо хотя бы дать людям возможность заблаговременно приобретать авиабилеты. Сейчас регулярных рейсов нет, расписание постоянно меняется. Свое послание в Москву Юрий Тютрин заключает так: «Наша Арктика без авиации — все равно что Арктика без россиян». И с этим трудно спорить.