Главная Культура 22:28 23 Апреля 2016 4389
Гамлет в роли Робин Гуда

Фильму Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» исполняется 50 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Это один из безусловных шедевров знаменитого режиссера. А нынешняя дата — хороший повод вспомнить о том, как фильм появился на свет и почему фраза Папанова «Тебя посодют, а ты не воруй!» поначалу режиссеру не понравилась.

Это был первый фильм, в работе над которым встретились Эльдар Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский. Уникальный кинематографический дуэт продержался более 30 лет и подарил зрителям замечательные картины «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы», «Старики-разбойники», «Гараж», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» — всего 10 лент.

Но в начале 60-х они были молодыми кинематографистами и работали порознь. Рязанов только что закончил «Гусарскую балладу» и не очень ясно представлял, чем заняться дальше. Схожие творческие муки переживал и юрист по первой профессии Эмиль Брагинский, написавший к тому времени сценарии для нескольких не самых громких картин. Случайно познакомившись на «Мосфильме» и быстро подружившись, они набрели (да простится мне незамысловатый каламбур) на бродячий сюжет о некоем «народном мстителе», который угонял машины у спекулянтов и казнокрадов, перепродавал их, а все деньги до копеечки переводил в детские дома.

Желая насытить историю достоверными поворотами сюжета, сценаристы обошли множество правоохранительных учреждений, опрашивали в тюрьмах бывалых зэков, однако нигде подтверждений красивой легенде не нашли. Но сюжет о советском Робин Гуде крепко засел у них в головах. Решили разрабатывать историю на свой страх и риск. Сначала думали написать вестерн, но постепенно пришли к жанру трагикомедии, поскольку оба обладали незаурядным чувством юмора.

По мере работы над сценарием легенда обрастала разветвленными интеллектуальными аллюзиями. Фантазию авторов питали благородный разбойник Владимир Дубровский, горячий идальго Дон Кихот, печальный князь Мышкин и даже неунывающий чаплиновский бродяжка Чарли. Все они подарили Деточкину какие-то грани своих обаятельных характеров.

В Госкино изыскания новоявленного тандема встретили кисловатой миной. Редакторам не очень понравилось, что главный герой Деточкин, борец за справедливость, сам угоняет машины. Мол, было бы куда правильнее, если бы он просто сообщал в компетентные органы о нарушителях социалистической законности. Тем не менее фильм под названием «Угнали машину» в 1962 году был запущен в производство. Но тут в дело вмешался председатель Госкино Алексей Романов. Запоздало прочитав сценарий, он нашел его расхлябанным по форме и откровенно вредным по содержанию. Дескать, советские граждане, посмотрев фильм, начнут подражать герою и угонять машины друг у друга. Фильм был законсервирован на неопределенное время, Рязанов, уже сталкивавшийся с цензурой, не без оснований опасался, что это навсегда.

Желая спасти свое детище, Рязанов и Брагинский прибегли к приему, которым впоследствии будут часто пользоваться. Они переделали «непроходимый» сценарий в повесть. Опубликовали ее сначала в журнале «Молодая гвардия», а потом выпустили отдельной книгой. Посыпались рецензии, преимущественно положительные. Они произвели должное впечатление на редакторов Госкино и «киноведов» из ЦК партии, и съемкам фильма «Берегись автомобиля», который проходил по тематическим планам уже как экранизация современной прозы, был, наконец, дан зеленый свет.

Рязанов хорошо понимал, что успех фильма будет зависеть от исполнителя главной роли. Он с самого начала видел в образе Деточкина Иннокентия Смоктуновского. В его облике, манере поведения присутствовала некая странность, сдвиг нормы, а это и требовалось для роли. Но актер после долгих лет скитаний по провинциальным театрам, наконец, прогремел на сцене ленинградского БДТ и оказался широко востребованным в кино. На тот момент Иннокентий Михайлович был приглашен на роль Гамлета в экранизации знаменитой шекспировской пьесы, к нему было не подступиться.

В этой ситуации Рязанов сделал выбор в пользу Юрия Никулина. Тот был даже утвержден на роль, но уехал с цирком на гастроли в Бразилию, а через некоторое время — в Японию. Очень хотели сыграть роль Деточкина два Леонида — Быков и Куравлев, а также Олег Ефремов, которому надоело играть комиссаров в кожанках. Но тезкам, по признанию Рязанова, не хватало «легкого сдвига мозгов», они были «слишком нормальными». А у Ефремова на кинопробах сквозь мягкость, доброту, присущие Деточкину, то и дело проступал волевой характер руководителя «Современника» и будущего лидера МХАТа. Вместо наивного растяпы Деточкина получался какой-то волк в овечьей шкуре.

В итоге Ефремов получил роль следователя Максима Подберезовикова, которая была ближе его натуре. А роль Деточкина оставалась вакантной. И тогда вновь всплыла кандидатура Смоктуновского, который ко времени повторного запуска фильма «Берегись автомобиля» сыграл не только Гамлета, но и Ленина в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель», надорвался в работе и не хотел слышать ни о каком автоугонщике.

Рязанов поехал в Ленинград, в дождливую погоду с трудом отыскал дачу Смоктуновского, ввалился на порог мокрый, грязный и голодный. Актер тяжело болел, на уговоры не соглашался. Но Рязанов был настойчив, он обещал ему все блага мира: и нянек для детей, и круглосуточное медицинское обслуживание. Больной Смоктуновский изнемог в неравной борьбе со здоровым, отогревшимся в тепле и благодаря стараниям жены актера основательно поужинавшим режиссером. И, чтобы отвязаться от наглого гостя, пообещал приехать на съемки через месяц, когда почувствует себя лучше. Предприимчивый Рязанов тут же взял с актера расписку, что тот при всех обстоятельствах снимется в фильме. Смоктуновский с отчаяния подмахнул бумагу. Так решилась судьба одной из лучших киноролей в его биографии.

Съемки проходили в Москве в 1965 году. Снимали на Сретенке, Остоженке, на Садовом кольце. Специально для роли Смоктуновский научился водить «Волгу» и с тех пор превратился в завзятого автомобилиста. Дублером актера в сценах с погонями стал каскадер Александр Микулин, который на обычной, не оборудованной для трюков машине мастерски выполнил все сложные маневры. Зато Ольга Аросева без отрыва от работы в театре осво-ила профессию водителя троллейбуса — это было непреложное требование Рязанова к соискательницам роли возлюбленной Деточкина. В фильме, кстати, она рулит рейсовым троллейбусом с настоящими пассажирами, а не с кинематографической массовкой.

Блестяще справился с ролью взяточника Димы Семицветова близкий друг Рязанова и напарник Анатолия Папанова по Театру сатиры Андрей Миронов. А вот работой самого Папанова в роли тестя Семицветова режиссер остался недоволен: мол, образ получился чересчур гротескным, без полутонов. Рязанов даже хотел переснять его сцены с другим актером, но на это просто не хватило времени. После успеха фильма, когда фразы Папанова «Свободу Юрию Деточкину!» и «Тебя посодют, а ты не воруй!» пошли в народ, режиссер самокритично признал свою ошибку.

P.S. Премьера картины состоялась весной 1966-го. Вышел фильм на экраны летом, в разгар отпускного сезона. Собрал порядка 30 млн зрителей, что по тем временам не было рекордом. Но с годами фильм набирал все большую популярность, он стал одним из самых лакомых блюд в телевизионном меню. А в 2012 году в Самаре, на родине Рязанова, был открыт памятник Юрию Деточкину — советскому Робин Гуду с чистой и нежной душой большого ребенка.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6208
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5967
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4442
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...