Правда, дата вступления в силу документа тогда не была обозначена. Россия имела определенные обязательства перед соседними государствами по заключенным ранее двусторонним соглашениям. Сегодня стало возможным оградить богатства Охотского моря от избыточного количества зарубежных промысловиков.
Другого выхода просто не было. Истощение запасов морепродуктов в этом промысловом районе, о чем давно предупреждали ученые, сейчас достигло критического уровня. По итогам десяти месяцев нынешнего года общий улов рыбы на Дальнем Востоке сократился на 38 процентов. Добыча других видов морепродуктов уменьшилась на 12 процентов. В результате только в Приморском крае недобор налогов в бюджеты всех уровней составил более 700 млн. рублей.
Но экономические потери не самое страшное, считает начальник Управления водных ресурсов и организации рыболовства Госкомитета по рыболовству Юрий Арсентьев. Международный промысел нанес огромный урон морским биоресурсам северного сектора Тихого океана.
- Многие иностранные компании, стремясь взять улов, превышающий размеры выделенной квоты, умышленно занижают в промысловых журналах истинные объемы добычи, - говорит Юрий Анатольевич. - Прибавьте сюда еще откровенно браконьерский лов, масштабы которого выросли многократно.
Облегчить участь Охотского моря решено не только за счет запрета на промысел в нем для зарубежных компаний. В Госкомрыболовстве подготовлен проект освоения промысловых зон у берегов Африки и Южной Америки, где когда-то успешно работали целые экспедиции советских рыбаков. В будущем году планируется направить в открытые воды Тихого океана 160 судов крупнотоннажного промыслового флота России.
- На какой срок "закрывается" Охотское море? - спросил я у Юрия Арсентьева.
- Мы будем настаивать,- сказал он,- чтобы оно навсегда осталось местом промысла только для российских рыбаков.
По словам заместителя председателя Госкомрыболовства Юрия Москальцова, негативное влияние на развитие отрасли оказывает отсутствие в государстве ясной и четкой стратегии рыболовства. Работа в море, считает он, могла бы быть более эффективной, если бы ряд министерств и ведомств своевременно приняли важные для отрасли решения. В первую очередь это касается распределения квот на следующий год с учетом сезонной добычи тех или иных видов морепродуктов.
Вместе с тем необходимо отметить, что сейчас многое делается для того, чтобы вернуть России статус мощной рыбопромысловой державы. Подготовлен проект, согласно которому наши суда должны вернуться в традиционные места промысла в юго-восточной части Атлантики, где во времена СССР наши рыбаки брали до миллиона тонн рыбы. Планируется также вновь осваивать районы промысла юго-западной части Индийского океана. На недавней сессии Международной комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантики (НЕАФК) представители России отстояли все квоты на вылов рыбы в открытых частях конвенционных зон этой акватории в объемах прошлого года. Из общего допустимого улова (ОДУ) морского окуня для стран ЕС, к примеру, Россия получила 26,4 процента. Положительно решены споры с Норвегией по поводу промысла наших судов в районе Шпицбергена.
Сложная ситуация, как известно, сложилась с промыслом осетровых на Каспии. Размах браконьерства, использование запрещенных орудий лова здесь приобрели огромные масштабы. А тут еще одна напасть: из Азовского моря с балластной водой в Каспий занесли гребневик - очень мелкую, но очень прожорливую медузу, которая вызвала массовую гибель кильки, а теперь представляет собой серьезную угрозу для малька осетровых рыб. Российские ученые уже разработали эффективные методы борьбы с этим злом. Чтобы познакомиться с ними в Госкомрыболовство прибыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран Голамреза Шафеи. Он подтвердил готовность своей страны принять участие в пятисторонней встрече прикаспийских государств для решения проблемы сохранения и воспроизводства биоресурсов в Каспийском море.