Вторник 22 октября запомнится как день громких чиновничьих отставок – как состоявшихся, так и не очень. Сначала был уволен со своей должности руководитель Росграницы Дмитрий Безделов. Причина сформулирована деликатно: многочисленные нарушения в работе ведомства. Потом вице-премьер Ольга Голодец объявила об увольнении с госслужбы главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, у которого закончился государственный контракт. В ответ на это Онищенко обозвал своего непосредственного руководителя «странным персонажем, не принимающим решений»…
Как следует из материалов на официальном сайте Рос-границы, этот федеральный ГУП, среди многого другого, «обеспечивает реализацию государственной политики по обустройству государственной границы», а также «оптимизирует структуру расходов федерального бюджета, выделяемых на обустройство государственной границы РФ».
Судя по имеющейся у СМИ информации, именно вопросы оптимизации были наиболее близки кандидату экономических наук Дмитрию Безделову. Хотя понимал он их довольно своеобразно.
Например, примерно 1 млрд рублей бюджетных денег Дмитрий Александрович просто взял из целевой программы «Развитие государственной границы РФ на 2003–2011 годы» и положил на счета банка «Агросоюз». По странному совпадению, крупнейшим бенефициаром этого банка оказался его отец Александр Безделов. Кто-то спросит – и что особенного? Казенные деньги же, никуда не делись... Полбеды в том, что на них должна была выполняться федеральная программа. И если где-то завис миллиард рублей, то на такую же сумму не был выполнен государственный заказ. А вторая половина кроется в том, что заполучить к себе бесплатные бюджетные деньги, да еще с гарантией, что их не будут трогать какое-то время, – это мечта любого банкира. И за ее исполнение коммерсанты платят очень приличное вознаграждение от внесенной суммы.
Еще в Росгранице творились всякие мелочи типа закупки мебели для трех кабинетов центрального аппарата на 17,3 млн рублей. Для сравнения: оборудовать мебелью 104 пункта пропуска обошлось ведомству всего лишь в 16,4 млн рублей. Но на себе руководители явно не привыкли экономить.
Год назад состоялась просто разгромная коллегия Росграницы, на которой были обнародованы следующие факты. Из семи пунктов пропуска, которые должны были быть открыты к саммиту АТЭС во Владивостоке, фактически был сдан только аэропорт Кневичи. В 2011 году на обеспечение работы хабаровского филиала (с 35 пунктами пропуска) ведомство выделило всего 53 млн рублей. Зато махачкалинскому (14 пунктов) щедро отсыпало аж 178 млн. И так далее и тому подобное…
После скандальной коллегии была инициирована проверка ведомства. Сейчас трудно сказать, на что конкретно у контролеров ушел целый год, однако выводы начали делаться только недавно. Увольнение главы федерального агентства стало заметным и обсуждаемым благодаря его высокой должности. Между тем отставке Безделова предшествовал негромкий арест целой группы его подчиненных. За хищения в особо крупных размерах.
Проследует ли за своими экс-сотрудниками на нары и бывший глава Росграницы или же он, по примеру экс-министра обороны, будет переведен в жертвы коварных мошенников? Покажет время. Ждем…
История с увольнением Геннадия Онищенко не столь однозначна, хотя тоже может преподнести несколько сюрпризов. Напомним, как она развивалась.
Сначала вице-премьер Ольга Голодец, которая в правительстве курирует Роспотребнадзор, не поленилась высказаться из Пекина о том, что контракт Онищенко подошел к концу. «Он покидает этот пост. Новым главой ведомства будет назначена заместитель руководителя этого агенства Анна Попова», – вполне членораздельно сказала вице-премьер. Дальше началось интересное. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова косвенно подтвердила увольнение Онищенко из Роспотребнадзора, однако выразила уверенность, что тот останется работать в госорганах.
И тут появился сам Онищенко! До этого мы уже знали, что Геннадий Григорьевич не боится ни птичьего гриппа, ни человеческой простуды, а африканскую чуму свиней он побеждает одной левой (потому что правой он побеждает курение). Но тут…
«Странный персонаж, сделавший это заявление (об отставке), не относится к числу людей, принимающих решение», – заявил гроза всех молдавских виноделов. И даже не поморщился. Прямо скажем, не каждый из нас способен вот так, публично, сказать о начальнике то, что думает.
Пару поленьев в разгорающийся костер подбросила пресс-секретарь главы правительства Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, которая сделала важное уточнение: «Распоряжение об отставке Онищенко не подписано. Такого документа нет. Решение о том, останется он на своем посту или будет назначен другой кандидат, в компетенции премьер-министра».
Реакция на все произошедшее самой Ольги Голодец (которую подчиненные вряд ли хоть раз называли «странным персонажем»), неизвестна.
Тоже – пока. И тоже – ждем.
Голос
Евгений Дугин, политолог:
– Безусловно, это абсурдная ситуация. Все определяет уровень культуры. Надеюсь, Онищенко и Голодец уже звонят друг другу или пьют мировую, а мы тут с вами пытаемся во всем этом разобраться...