Вот чего на нашем телевидении точно не хватает, так это программ с участием звезд. «Наедине со всеми», «Секрет на миллион», «Мой герой» и еще пяток подобных ток-шоу — разве это много? Ну плюс разные игровые проекты с танцами-шманцами, фигурным катанием, пением дуэтом и освоением разных профессий. Они тоже погоды не меняют. Как там писал Ломоносов? «Открылась бездна звезд полна, / Звездам числа нет, бездне дна». Нет, до космического богатства отечественному ТВ еще далеко. И оно это понимает. Иначе с чего бы это в его эфире появлялись все новые проекты со знаменитостями?
На Первом канале состоялась премьера программы «Честное слово» (интервью с ее ведущим Юрием Николаевым читайте в этом же номере). Что важно, место действия — не арендованная каналом площадка, а недвижимость, принадлежащая героям. В частности, для старта нам была продемонстрирована впечатляющая усадьба Григория Лепса. Зелень, цветы, солнышко светит. Лепота! Но что-то у Первого канала не сработало с программированием. Зачем было ставить «Честное слово» прямо перед передачей «Пока все дома»?! Сначала Юрий Николаев сидит за угощением в гостях у знаменитости, потом Тимур Кизяков. Разумеется, различия есть. Первый ведущий наведывается на дачу, а второй — в городские квартиры. Николаев ведет разговор тет-а-тет, а Кизяков — в соответствии с названием — встречается со всей семьей героя. Вот только соседство загородной роскоши с камерными городскими интерьерами идет не на пользу программе Тимура. В сравнении она сразу начинает выглядеть какой-то бедноватой, тусклой. Такое ощущение, будто сначала ты подышал воздухом, насыщенным озоном и запахом утренней росы, а потом перешел на московский смог, отфильтрованный и высушенный кондиционером.
Вообще встречи со звездами условно можно разделить на две категории: когда от них ждут каких-то глубоких размышлений о жизненных ценностях, искусстве, семье, воспитании детей, и когда из них пытаются вытянуть скандальные откровения. «Мировоззренческие» особенно забавляют, если ведущие разговаривают с поп-звездулями и поп-звездунами с таким проникновением, словно те — инженеры человеческих душ или нобелевские лауреаты. «Саморазоблачительные» умиляют признаниями, многократно растиражированными светской хроникой. Там за доносы на себя самих даже деньги платят, как в «Секрете на миллион». Смешно! Это людям-то, которые готовы лично профинансировать сенсационный репортаж, связанный с их именем...
И вот уже попытку поломать традиционные форматы предпринял канал ТНТ4 с проектом «Деньги или позор», рожденным в недрах «Комеди Клаба». Его сюжетный ход является антиподом тому, что использовался в «Секрете на миллион». Героям программы изначально вручают по «ляму». Потом им задаются провокационные вопросы, и если они не хотят на них отвечать, то часть денег отбирают. На первый взгляд, ничего особенного. Но вся изюминка в ведущем — дяде Вите. Любителям комедийных шоу ТНТ хорошо известно это имя. На сцене названный персонаж представляет собой вредного старикашку с циничными, даже оскорбительными по отношению к собеседнику шутками. Кто он по жизни — актер ли с таким имиджем или просто приколист, которых в «Комеди Клабе» много — неизвестно.
Участниками первого выпуска стали шесть представителей шоу-бизнеса, по которым дядя Витя прошелся по полной программе. Одно представление ведущим гостей чего стоит. Ну, например: «У Настасьи Самбурской хорошие бедра. Поверьте мне, я в этом разбираюсь, я шесть лет раскладывал в «Ашане» курицу». «Стас Ярушин — интересный персонаж. Еще не научился хорошо играть, а уже пытается плохо петь». Вопросы в том же духе: «Ты такой красивый, успешный и богатый, а до сих пор не женат. Ты гей?» «Как ты думаешь, этот человек хороший танцор?» — интересуется дядя Витя, показывая портрет нашего премьера. Извлекает фото будущей звезды, запечатленной голышом в младенчестве: «Знаешь, чем интересуются люди?» — «Почему писюн такой маленький?» — «Нет, вырос ли он с тех пор».
Конечно, многое в «Позоре» на грани фола. Но он, по крайней мере, смешон и не пытается вытянуть из так называемых звезд ни философских глубин, ни чистосердечных признаний в убийстве или, на крайний случай, в краже в супермаркете.