Главная Культура 20:10 22 Мая 2016 7025
Тайфун по имени Лариса

Сорок лет назад Лариса Шепитько сняла «Восхождение» - главный фильм своей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Съемки начались зимой 1976-го в лесах под Муромом, где стояли 40-градусные морозы. Творческая группа, сверившись с предсказаниями метеорологов, специально прибыла на этот «полюс холода». На таких условиях настоял автор экранизируемой повести Василь Быков. Жуткие морозы, снежная целина, по его мнению, могли помочь актерам кожей, каждой своей клеточкой прочувствовать жестокую правду войны. Так оно и вышло.

Но съемки — это венец творческого процесса, а к нему обычно ведет долгий и сложный путь. Шепитько заболела идеей снять фильм по быковской повести «Сотников» еще в 1973 году, вскоре после завершения ленты «Ты и я», которая была нещадно изрезана цензурой. Шепитько, как могла, сражалась за каждый кадр, но силы были неравны.

Несмотря на показ фильма в Венеции, где «Ты и я» завоевал один из призов в молодежном конкурсе, дело кончилось провалом картины в отечественном прокате (менее 5 млн зрителей) и тяжелым нервным истощением режиссера. Отдыхая в санатории, она укрепилась в мысли экранизировать поразившую ее повесть Василя Быкова, в которой говорилось о самых важных для нее вещах: о совести, долге, любви к Родине, духовном подвиге.

В соавторы сценария Шепитько пригласила популярнейшего в то время драматурга Юрия Клепикова («История Аси Клячиной», «Мама вышла замуж», «О любви»), который под напором «тайфуна по имени Лариса» отложил в сторону все свои замыслы. В Госкино от идеи экранизировать повесть Василя Быкова, в которой наряду с героем Сотниковым действуют предатели Рыбак и Портнов, в восторг не пришли. Вдобавок у Ларисы была репутация несговорчивого режиссера. Поди догадайся, какое коленце она выкинет. Но никаких других предложений Шепитько даже не стала обсуждать: если она прикипала к теме, то отдавалась замыслу целиком.

«Любая картина личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической, — говорила впоследствии Шепитько. — Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни».

С самого начала Шепитько решила укрупнить содержание повести, насытив сюжетную канву библейскими мотивами, зарифмовав образы Сотникова и Рыбака с образами Христа и предавшего его Иуды. В атеистической стране это был чересчур. Чиновники из Госкино почувствовали подвох еще в сценарии и требовали от режиссера вернуться к традиционному «партизанскому» фильму.

По этой же причине они не хотели утверждать на главную роль 25-летнего неизвестного широкой публике актера Бориса Плотникова, который своей тщедушностью, горящими глазами напоминал на экране Христа. Не помогал и «героический» грим, который специально для худсовета делали актеру накануне кинопроб. В итоге Плотников приезжал из своего Свердловска семь раз, переиграл на кинопробах практически все важные сцены будущего фильма, прежде чем уставшие от настойчивости режиссера чиновники все-таки утвердили актера.

С претендентами на роль Рыбака долго не могла определиться сама Лариса. Его рвались сыграть и Николай Губенко, и Андрей Мягков, и Владимир Высоцкий, но Шепитько и здесь хотела снять неизвестного актера. В итоге остановилась на кандидатуре Владимира Гостюхина, работавшего в Театре Советской армии реквизитором. «Как мне потом рассказали, я оказался 21-м кандидатом на роль Рыбака. И последним», — вспоминал Гостюхин.

Что касается Анатолия Солоницына, сыгравшего в «Восхождении», может быть, лучшую свою роль — следователя Портнова, «философски» оправдывающего свое предательство перед лицом несгибаемого, восходящего на Голгофу Сотникова, то знаменитый актер, уже сыгравший к тому времени у Тарковского в «Андрее Рублеве» и «Солярисе», масштаба предложенной ему роли не оценил. И только после разговоров с Шепитько Солоницын, что называется, проникся. И сыграл с таким глубочайшим проникновением в темные закоулки души своего антигероя, что поневоле заставил вспомнить иных зловещих персонажей Достоевского.

Съемки стартовали 6 января, в 38-й день рождения Ларисы Шепитько. Работа над фильмом для всей группы превратилась в каждодневный героизм. Массовка коченела на морозе, у осветителей руки примерзали к приборам, но никто не бросал работу, пока не звучала команда «Стоп!». Все понимали: на реальной вой-не было куда тяжелее. Пример подавала сама Лариса — хрупкая красавица с несокрушимой волей. Не все знали, что на съемках своего первого фильма «Зной» она заболела гепатитом, но не остановила работу — ее доставляли на площадку из больницы на носилках. Потом, как водится, Лариса не долечилась, болезнь все годы тлела в ней. Вдобавок несколько лет спустя Шепитько неудачно упала и повредила позвоночник — с тех пор жила с постоянным чувством боли.

Но несмотря на недуги она вставала на два-три часа раньше всех, «собирала себя по частям» и первой приходила на продутую ветрами съемочную площадку. После тяжелейших сцен с участием Бориса Плотникова, который снимался в метель в одной шинельке, она после каждого дубля буквально согревала его дыханием, растирала уши, лицо, руки. А в сцене, когда партизанский отряд мучительно долго уходит от погони карателей, бежала по колено в снегу вместе со всеми — чтобы пережить и лучше передать на экране состояние этого бесконечного и бесчеловечного гона. Иногда после съемок Гостюхину приходилось нести режиссера от машины до гостиничного номера на себе: силы к концу дня отказывали ей. Но благодаря такой самоотдаче работа над картиной была закончена к середине лета, на месяц раньше срока.

Впереди была официальная сдача фильма. Шепитько понимала, что картину могут изрезать, а то и положить на полку. Цензоры сделали стойку: как же так, вместо военно-патриотического фильма она снимает «религиозную притчу с мистическим оттенком», «протаскивает на советский экран Исусика». Шепитько не была в то время религиозной — она пришла к вере уже после фильма. Не была она и антисоветчицей. Гостюхин хорошо запомнил ее слова, сказанные после выхода фильма: «Ты знаешь, меня поражают диссиденты, которые говорят, будто в этой стране ничего делать невозможно. Какая ложь! Можно делать, можно. Если твоя позиция честна, если ты не конформист, если в тебе живет настоящий художник. Просто надо бороться, а если нужно, то и драться за свое дело...»

И она решила драться за «Восхождение». Решение подсказал муж Ларисы, режиссер Элем Климов, который, готовясь к съемкам фильма «Убейте Гитлера» (позже картина получила название «Иди и смотри»), сблизился с первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии Петром Машеровым, в прошлом командиром партизанского отряда. Решили показать «Восхождение» сначала ему.

Пленку привезли в Минск прямо из лаборатории, еще мокрой. Петр Миронович поначалу был настроен скептически, ожидая увидеть «дамское рукоделие». Через полчаса, вспоминал известный белорусский писатель, соратник Климова Алесь Адамович, Машеров уже не скрывал слез, а после финала разразился пламенной речью в поддержку фильма. Так была решена судьба «Восхождения». Чиновники Госкино не посмели перечить высокому партийному начальнику.

Потом была победа фильма на Всесоюзном кинофестивале в Риге, потом был невероятный успех «Восхождения» в Западном Берлине, где фильм впервые в истории советского кино получил премию «Золотой медведь», потом картина совершила триумфальное шествие по 40 странам мира. Сегодня это общепризнанный шедевр мирового экрана. Лично для меня «Восхождение» наряду с фильмами «Баллада о солдате» и «Летят журавли» входит в тройку лучших военных фильмов за всю историю нашего кино.

Свой новый шедевр — фильм по роману Валентина Распутина «Прощание с Матерой» — Шепитько закончить не успела. Отсняв 300 метров, она 2 июля 1979 года погибла в автокатастрофе. Фильм после нее (он вышел под названием «Прощание») закончил Элем Климов. Но это уже другое кино:

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6174
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4760
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....