Главная Культура 00:05 22 Апреля 2016 11399
«Экипаж». Дубль второй

На экраны выходит ремейк знаменитого фильма Александра Митты. И от сравнения никуда не деться

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Этот фильм еще до премьеры нарекли самым амбициозным проектом года. Оснований для таких оценок немало. Здесь и звездный дуэт Владимира Машкова и Данилы Козловского — самых ярких, харизматичных актеров своих поколений. Здесь и беспрецедентный бюджет «Экипажа», который продюсерами не разглашается, но миллионы и миллионы долларовых вложений хорошо видны на экране. Здесь, наконец, и очевидная перекличка с «Экипажем» Александра Митты, который собрал в свое время у киноэкранов 100 млн зрителей. Вся эта мифология работала и работает на успех нового «Экипажа».

Конечно, никакие 100 млн зрителей в условиях разрушенного кинопроката новому «Экипажу» не грозят. Хорошо, если зрителей наберется хотя бы миллионов 10. Но юная поросль, в основном населяющая наши кинотеатры, думаю, роскошный киноаттракцион будет смотреть с удовольствием. Такого визуального пиршества, такого буйства эмоций, такого масштаба поистине головокружительных съемок в российском кино, возможно, и не было — даже с учетом весьма затратных фильмов Никиты Михалкова («Утомленные солнцем — 2») и Андрея Кончаловского («Щелкунчик»).

Разумеется, новый «Экипаж», начиненный спецэффектами (1,5 тысячи кадров с компьютерной графикой), превзошел в этом плане и одноименный фильм 1979 года, авторы которого были ограничены техническими возможностями своего времени. Но вот станет ли блокбастер Николая Лебедева и студии «ТРИТЭ» таким же прорывом в российском кино, каким был в советском кино старый «Экипаж», — тут я, пожалуй, затруднюсь с утвердительным ответом.

Когда фильм Александра Митты вышел на экраны, это была подлинная революция в отечественном кинематографе. Фильмы-катастрофы до того были уделом «загнивающего» западного кино, у нас их показывали специалистам только на закрытых сеансах. На семинаре для молодых кинокритиков в Болшево мне, помнится, году в 1978-м довелось увидеть несколько лент из голливудской серии «Аэропорт», старт которой был дан в 1970 году. Там тоже самолеты терпели в воздухе крушение, но мужественные американские пилоты самоотверженно разруливали ситуацию и вели дело к полнейшей виктории над суровыми природными и техногенными катаклизмами.

Притом что мы шли в мировом кино «своим путем», на чужие успехи мы все-таки оглядывались, тем более что советский кинематограф к середине 70-х начал терять зрителей. «Экипаж» Митты в известном смысле стал нашим ответом популярной голливудской франшизе, соединив в себе занимательность доселе чужеродного жанра фильма-катастрофы и традиционный для нашего кино производственный кинороман, утепленный, впрочем, смелыми лирическими и даже, не побоюсь сказать, эротическими мотивами. Этот невиданный жанровый микс и обеспечил фантастический взлет фильма.

Что касается нового «Экипажа», то в нем, увы, нет взрывного эффекта жанровой, или тематической, или принципиальной содержательной новизны. Мы столько всего видали-перевидали за последние десятилетия, что нас пересказом, пусть даже вольным, фильма-катастрофы почти 40-летней давности удивить трудно. Как авторы нового «Экипажа» в своих интервью ни открещиваются от слова «ремейк», но они сняли именно что ремейк — что с английского переводится как «переделка», а толкуется словарями как выпуск в коммерческих целях «новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик».

Конечно, Николай Лебедев и его продюсеры могут сказать (и неустанно говорят), что герой Леонида Филатова не похож на героя Данилы Козловского, а персонаж Георгия Жженова имеет не так много общего с персонажем Владимира Машкова. Во-первых, как мне кажется, даже чисто физиономически, типажно разница между героями старого и нового фильма не сильно бросается в глаза. А главное, сама несущая конструкция нового «Экипажа», основанная на противоборстве опытного, жесткого командира корабля и его своенравного, но талантливого помощника, сам сюжетный каркас фильма, начинающегося как бытовая, семейная драма и внезапно переходящего в режим катастрофы, наконец, череда невозможных в реальной жизни сказочных по-двигов, которые совершают пилоты и бортпроводники сначала на охваченном пламенем и залитом вулканической лавой аэродроме, а потом на борту терпящего крушение лайнера, — все это, как ни крути, вдохновлено содержанием, стилистикой, энергией, канвой старого фильма.

А своего, оригинального в новом «Экипаже» не так уж много, что вообще-то странно — учитывая, в каком критическом состоянии по сравнению с советским временем находится сегодня наш авиапром, какие серьезные проблемы испытывают авиаотряды с квалифицированными летными кадрами, как часто падают у нас самолеты по вине технических неисправностей и пресловутого человеческого фактора. Слабые отголоски этих проблем однажды прозвучат в словах отца главного героя (Сергей Шакуров), но действие быстро свернет в проторенное старым советским фильмом русло героического эпоса. А ремейк, пусть и отлично исполненный, виртуозно снятый, замечательно сыгранный — он и есть ремейк. Случаев, когда копия, дубль были ярче, лучше, смелее, интереснее оригинала, я навскидку и не вспомню.

В этом смысле предыдущий фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» представляется мне более цельной и оригинальной работой. Это был подлинный прорыв в жанре зрелищного спортивного байопика. Оказалось, что спорт, который доселе считался у нас «некинематографичным», — подлинный кладезь сюжетов, конфликтов, характеров, драм. «Легенда», по сути, открыла новую щедрую жилу, которую сейчас активно разрабатывают десятки режиссеров на большом и малом экране. Сам же Лебедев, судя по финальному витку фильма, похоже, оставил себе возможность для продолжения «Экипажа». Не уверен, что это сильный ход талантливого режиссера, начинавшего когда-то в авторском, а не продюсерском кино.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6209
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5970
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4443
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...