Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего, а этого добра навалом. К примеру, на той же кнопке только закончилась бесконечная «Анна-медиум», а по ночам все еще продолжаются повторы «Тайн следствия». Смотри не хочу. Нет, премьера привлекла именем исполнительницы заглавной роли — Анны Михалковой, актрисы глубокой и многоплановой. Но уже после первых вечеров в отзывах зазвучали нотки разочарования.
Процветающий у нас жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов. Скажем, велика вероятность того, что в трех из пяти свежих проектов героями окажутся брутальные мужики, бесцеремонные и со своеобразным чувством юмора. Они в разводе, у них есть взрослеющая дочь, живущая с матерью, но при любой сложной ситуации сбегающая к отцу. Не следят за бытом, забывают пообедать, имеют непростые отношения с алкоголем.
У женщин-полицейских разнообразия больше. Они могут быть либо заботливыми матерями, состоящими в законном браке, либо разведенками, между раскрытиями важных дел уделяющими минуту-другую романтическим связям. Но супругу изменять — ни-ни, а с детьми — взаимное обожание, даже если видеться из-за проклятой работы приходится урывками. Словом, наши женщины-полицейские — самые скрепоносные в мире.
Тут нелишне вспомнить, что «Васнецова» является адаптацией французского сериала «Кандис Ренуар», выдержавшего добрый десяток сезонов. И семейный расклад в проектах, естественно, одинаков: у героини нашей Михалковой четверо детей (сын и дочь — подростки плюс мелкие мальчишки-близняшки), как и у полицейской из Монпелье. Только в российском варианте «цветы жизни» — правильные и воспитанные, даже у тинейджеров если и есть тайны от мамы, то только наивные и милые (пока во всяком случае). А вот у мадам Ренуар серьезных проблем с наследниками — выше крыши. Как говорится, два мира — два Шапиро. Детства, в смысле.
«Васнецова» начинается с того, что героиню по блату назначают начальницей следственного отдела в Калининграде. На месте новой службы ей никто не рад. Во-первых, чего ждать от домохозяйки, на десять лет выпадавшей из профессии в декрет?! Во-вторых, у каждого были свои планы карьерного роста. И все первые серии героиня вынуждена доказывать сослуживцам, что она и в работе супер-пупер, и в общении нормальный человек. Разумеется, у французского образца начало такое же. Но кто эту самую «Кандис» видел?! Зато многие смотрели «Ищейку» и помнят: там стартовая интрига — один в один.
Но ведь и сериал с Анной Банщиковой — тоже адаптация, только американского проекта. Воруют? Нет, просто это еще один штамп, уже международный. Так проще всего представить всех героев разом и дать возможность проявить свои таланты главному.
По серьезному же роднит между собой российские сериалы с купленным контентом другое. Наши киношники должны досконально выполнять требования правообладателей, представители которых то и дело наведываются с инспекциями на площадку и требуют привести все в соответствие с их прекрасным оригиналом. А результатом становится впечатление, что русские до мозга костей полковницы и майорши на экране страшно далеки от народа. Они живут в больших частных домах с богатой обстановкой, ездят на дорогих авто, носят эксклюзивные шмотки.
Это Настя Каменская, придуманная нашей соотечественницей Марининой, много лет проработавшей в структурах МВД, могла позволить себе ходить черт знает в чем, лишь бы удобно было. «Срисованные» же с западных образцов героини жить в хрущевках и стрелять деньги до получки не имеют права.
«У нас так не живут, так между собой не говорят» — таков постоянный вердикт зрителей в адрес адаптаций. Помнится, как рассмешили народ интерьеры отделения полиции в российской версии американского «Закона и порядка». Они были похожи на офис успешного банка. А ведь люди знали: коли нужна была правда, то и делать следовало, как в «Улицах разбитых фонарей».
Когда продюсеры «Кандис» искали актрису на главную роль, их выбор пал на Сесиль Буа. Она вернулась в кино после перерыва, вызванного рождением второго ребенка, набрав несколько лишних килограммов. Нужна была именно такая героиня. В этом смысле, да простит нас Анна Никитична, наша сыщица на французскую похожа. Вот только дама с фамилией, напоминающей о французском импрессионисте, обожает все розовое — у нее такой автомобиль, сумка, одежда, сапоги. Однофамилица русского художника-реалиста такими мелочами не заморачивается. (Интересно, как нашим покупателям формата удалось убедить контрагентов, что доминирование розового российская аудитория не так поймет?)
Метод следствия у обеих, понятно, одинаковый: сыщицы умеют замечать мелочи и делать на их основании точные умозаключения. Что же касается непосредственно преступлений: Вроде от некоторых сюжетов наши киношники отказались, поскольку там действовали геи и лесбиянки. Оставшиеся же неплохи. Но и выдающимися их не назовешь. Отсюда вопрос к продюсерам: неужели отечественные сценаристы не могли детективные истории сами сочинить? Ведь было бы куда проще, если б просто сделали нашу, родную героиню многодетной матерью, раз уж так хотелось, а все остальное придумать. Тогда обошлись бы без этого ненужного западного флера и французских «указивок».
К иронии, сейчас в образе главной героини доминирующей, добавили бы глубины и драматизма. Тогда, глядишь, и большой актрисе Анне Михалковой, представительнице выдающейся русской династии, было бы что играть.