Главная Культура 00:50 22 Марта 2024 4673
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего, а этого добра навалом. К примеру, на той же кнопке только закончилась бесконечная «Анна-медиум», а по ночам все еще продолжаются повторы «Тайн следствия». Смотри не хочу. Нет, премьера привлекла именем исполнительницы заглавной роли — Анны Михалковой, актрисы глубокой и многоплановой. Но уже после первых вечеров в отзывах зазвучали нотки разочарования.

Процветающий у нас жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов. Скажем, велика вероятность того, что в трех из пяти свежих проектов героями окажутся брутальные мужики, бесцеремонные и со своеобразным чувством юмора. Они в разводе, у них есть взрослеющая дочь, живущая с матерью, но при любой сложной ситуации сбегающая к отцу. Не следят за бытом, забывают пообедать, имеют непростые отношения с алкоголем.

У женщин-полицейских разнообразия больше. Они могут быть либо заботливыми матерями, состоящими в законном браке, либо разведенками, между раскрытиями важных дел уделяющими минуту-другую романтическим связям. Но супругу изменять — ни-ни, а с детьми — взаимное обожание, даже если видеться из-за проклятой работы приходится урывками. Словом, наши женщины-полицейские — самые скрепоносные в мире.

Тут нелишне вспомнить, что «Васнецова» является адаптацией французского сериала «Кандис Ренуар», выдержавшего добрый десяток сезонов. И семейный расклад в проектах, естественно, одинаков: у героини нашей Михалковой четверо детей (сын и дочь — подростки плюс мелкие мальчишки-близняшки), как и у полицейской из Монпелье. Только в российском варианте «цветы жизни» — правильные и воспитанные, даже у тинейджеров если и есть тайны от мамы, то только наивные и милые (пока во всяком случае). А вот у мадам Ренуар серьезных проблем с наследниками — выше крыши. Как говорится, два мира — два Шапиро. Детства, в смысле.

«Васнецова» начинается с того, что героиню по блату назначают начальницей следственного отдела в Калининграде. На месте новой службы ей никто не рад. Во-первых, чего ждать от домохозяйки, на десять лет выпадавшей из профессии в декрет?! Во-вторых, у каждого были свои планы карьерного роста. И все первые серии героиня вынуждена доказывать сослуживцам, что она и в работе супер-пупер, и в общении нормальный человек. Разумеется, у французского образца начало такое же. Но кто эту самую «Кандис» видел?! Зато многие смотрели «Ищейку» и помнят: там стартовая интрига — один в один.

Но ведь и сериал с Анной Банщиковой — тоже адаптация, только американского проекта. Воруют? Нет, просто это еще один штамп, уже международный. Так проще всего представить всех героев разом и дать возможность проявить свои таланты главному.

По серьезному же роднит между собой российские сериалы с купленным контентом другое. Наши киношники должны досконально выполнять требования правообладателей, представители которых то и дело наведываются с инспекциями на площадку и требуют привести все в соответствие с их прекрасным оригиналом. А результатом становится впечатление, что русские до мозга костей полковницы и майорши на экране страшно далеки от народа. Они живут в больших частных домах с богатой обстановкой, ездят на дорогих авто, носят эксклюзивные шмотки.

Это Настя Каменская, придуманная нашей соотечественницей Марининой, много лет проработавшей в структурах МВД, могла позволить себе ходить черт знает в чем, лишь бы удобно было. «Срисованные» же с западных образцов героини жить в хрущевках и стрелять деньги до получки не имеют права.

«У нас так не живут, так между собой не говорят» — таков постоянный вердикт зрителей в адрес адаптаций. Помнится, как рассмешили народ интерьеры отделения полиции в российской версии американского «Закона и порядка». Они были похожи на офис успешного банка. А ведь люди знали: коли нужна была правда, то и делать следовало, как в «Улицах разбитых фонарей».

Когда продюсеры «Кандис» искали актрису на главную роль, их выбор пал на Сесиль Буа. Она вернулась в кино после перерыва, вызванного рождением второго ребенка, набрав несколько лишних килограммов. Нужна была именно такая героиня. В этом смысле, да простит нас Анна Никитична, наша сыщица на французскую похожа. Вот только дама с фамилией, напоминающей о французском импрессионисте, обожает все розовое — у нее такой автомобиль, сумка, одежда, сапоги. Однофамилица русского художника-реалиста такими мелочами не заморачивается. (Интересно, как нашим покупателям формата удалось убедить контрагентов, что доминирование розового российская аудитория не так поймет?)

Метод следствия у обеих, понятно, одинаковый: сыщицы умеют замечать мелочи и делать на их основании точные умозаключения. Что же касается непосредственно преступлений: Вроде от некоторых сюжетов наши киношники отказались, поскольку там действовали геи и лесбиянки. Оставшиеся же неплохи. Но и выдающимися их не назовешь. Отсюда вопрос к продюсерам: неужели отечественные сценаристы не могли детективные истории сами сочинить? Ведь было бы куда проще, если б просто сделали нашу, родную героиню многодетной матерью, раз уж так хотелось, а все остальное придумать. Тогда обошлись бы без этого ненужного западного флера и французских «указивок».

К иронии, сейчас в образе главной героини доминирующей, добавили бы глубины и драматизма. Тогда, глядишь, и большой актрисе Анне Михалковой, представительнице выдающейся русской династии, было бы что играть.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6231
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5996
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4477
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...