На столь отчаянный шаг их толкнула все та же пресловутая монетизация льгот. 1200 больных сахарным диабетом (всего в республике их около четырех тысяч), соблазнившись денежной компенсацией, отказались от федерального соцпакета, наивно полагая, что государство и так не оставит их без инсулина, необходимого им как воздух. По социальному пакету диабетики получали бесплатно медикаментов примерно на три тысячи рублей, а компенсация составила всего 470. Значит, решили льготники, инсулин сюда не входит.
Трудно понять, из чего исходило ведомство Зурабова при исчислении этой мизерной суммы, но только тяжелобольные люди просчитались: 470 рублей им были выданы на все про все. Необдуманный шаг "отказников" мог стоить многим жизни. Какое-то время держались на старых запасах инсулина, потом стали тратить на него пенсии и сбережения. Все это время запаниковавший "контингент" пытался достучаться в минздрав, кабинет министров и Госсовет РТ, правительство РФ. Сначала им вежливо-цинично разъясняли, что, мол, сами виноваты, право выбора оставалось за вами. Наконец правительство Татарстана своим постановлением утвердило перечень заболеваний, при которых при амбулаторном лечении лекарства отпускались безвозмездно по рецепту врача (диабетики в список входили).
И тут диабетики совершили вторую роковую ошибку, не воспользовавшись правом до 1 октября 2005 года вернуться к отвергнутому ранее соцпакету, поверив разъяснениям Минздрава: "В случае исключения из федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной государственной помощи, за вами сохраняется право получения лекарственных препаратов для лечения сахарного диабета в соответствии с постановлением кабмина РТ от 17.01.2005 г.". Однако вышеупомянутое постановление так и не заработало. И тогда диабетчики объявили голодовку. Она продолжалась более двух недель, пока не поступило предложение от региональных представительств двух фармацевтических компаний (датской и американской) - предоставить для Казани импортный инсулин в качестве гуманитарной помощи. Это поможет нуждающимся продержаться до решения вопроса на федеральном уровне.