Лицо всякой игры определяет ее хозяин. Как говорится, каков поп, таков и приход. Владелец лотереи с завлекательным названием "Золотой ключ", конечно же, не деревянный Буратино и уж тем более не добрый и мудрый папа Карло. Игра раскручивалась закрытым акционерным обществом "Интерлот". Сказать точнее, не раскручивалась, а паразитировала на том имидже доверия, который за семь лет своей деятельности смог создать концерн "Милан", основатель первой массовой лотереи постперестроечного времени - "Русское лото".
...В ОСОБО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ
Пожалуй, каждый участник лотереи "Золотой ключ" сегодня знает, что генеральный директор ЗАО "Интерлот" госпожа Маргарита Клинкевич уже скоро год как находится в федеральном розыске.
Причина проста и банальна - уклонение от налогов в особо крупных размерах. Еще в 1997 - 1998 годах сотрудники пятого отдела оперативной службы УФСНП РФ по Москве и их коллеги из восьмого отдела управления Центрального административного округа установили, что только за 1998 год М. Клинкевич в сговоре со своим главным бухгалтером М. Кузьминой умышленно скрыли более полумиллиона рублей.
В ходе расследования, кроме уклонения от налогов, всплыли на поверхность и другие факты, не известные широкой публике. Оказывается, через несколько месяцев после своего дебюта игра "Золотой ключ" была закрыта, а счета компании арестованы.
Еще один нюанс. Имея лицензию на проведение лотереи лишь в пределах Московской кольцевой дороги, "Интерлот" неожиданно возник со своим "ключом" в различных регионах России.
- Ну и что?! - скажет любой обладатель билета "Золотого ключа". - Мне-то что до этого? Главное, чтобы нам исправно отдавали наши выигрыши, а остальное не наше дело.
Но подумайте сами: если руководство фирмы "Интерлот" не придерживается законов государства со всеми его фискальными, правоохранительными органами и силовыми структурами, то неужели оно не воспользуется возможностью надуть любого из нас, смертных?
Ну и, наконец, последнее. Пока гендиректор ЗАО в бегах и, по некоторым сведениям, скрывается где-то на территории соседней Украины, руководство "Интерлотом" осуществляют ее заместители. Однако они не несут финансовой ответственности за тот период, когда М. Клинкевич фактически руководила ЗАО, и позднее, когда она перешла на нелегальное положение.
А теперь самим себе в назидание несколько риторических вопросов. Неужто забыт пример "Властилины"? Собрав огромные деньги, она тоже скрылась, но, слава Богу, ее нашли и даже осудили. Теперь Властелина сидит за решеткой. Правда, финансовые средства тысяч ее вкладчиков испарились.
Кстати, Маргарита Клинкевич даже о собственном ребенке забыла. В результате ее дочь Анна (девушка, кстати говоря, очень талантливая, поступила сразу на три факультета - физико-математический, юридический и медицинский - престижных московских вузов) оказалась без материнской поддержки. Теперь она живет в Москве, перебиваясь с хлеба на квас и одалживая у друзей деньги. Уже много месяцев не имеет возможности видеть собственного сына, который живет вместе с находящейся в бегах бабушкой.
МАСТЕР И МАРГАРИТА
В начале девяностых, когда деньги делались буквально из воздуха, супруги Александр Яновский и Маргарита Клинкевич тоже решили сделать свой бизнес. Потолкавшись в коммерции, в том числе и на бирже стройматериалов "Алиса", набив шишек и набравшись опыта, в том числе и весьма сомнительного, они примазались к преуспевающему концерну "Милан". Последний в то время разрабатывал концепцию новой всероссийской лотереи.
Супружеская чета активно подключилась к новому делу, не забыв при этом и личные интересы. Мастерски используя имя приютившей их фирмы, они начали обделывать и свои дела, получая немалые дивиденды в собственный карман. Махинации генерального менеджера Яновского и финансового менеджера Клинкевич по понятным причинам не понравились руководству концерна, и "сладкая парочка" была уволена, как явствует из документов, за элементарное жульничество.
Но финансовых дел мастер и его Маргарита не захотели расстаться с большим бизнесом. Они перешли на работу в Национальный фонд спорта, вокруг которого в свое время разгорелся большой скандал.
Расставшись с фондом, деловые супруги организовали собственную фирму "Интерлот", запустив в тираж лотерею "Золотой ключ", как две капли воды похожую на "Русское лото". Прием старый и хорошо проверенный. Зачем мучиться, рожая что-то новое? Гораздо легче присвоить чужую идею и, слегка ее припудрив, выдать за свою. Тем более что самое трудное "миланцы" уже сделали. Затратив миллионы долларов на организацию "лотошной" лотереи и ее рекламную кампанию в СМИ, концерн раскрутил игру, в которой ныне участвует едва ли не каждый пятый взрослый россиянин. "Русским лото" уже разыграно около 160 млн. долларов, а нынешний главный приз новогоднего тиража составляет более 40 млн. рублей. (Заметим в скобках, такого выигрыша не было за всю историю лотерей в старой и новой России, а также в Советском Союзе.) Кроме всего прочего, в концерне получили стабильную работу около 60 тысяч человек во всех уголках страны, что весьма показательно при нынешней безработице.
"Золотой ключ" по существу стал двойником "Русского лото" и был воспринят населением как дочерняя компания уже положительно зарекомендовавшей себя лотереи концерна "Милан". Поэтому с полным доверием люди стали покупать уже ставшие привычными по цвету, рисунку, да и по содержанию билетики в надежде выиграть не только деньги, но еще и квартиру. Более того, когда у соискателей "Золотого ключа" на новое жилье вдруг возникали проблемы и конфликтные ситуации по поводу условий проведения игры или получения выигрышей (а происходить это стало довольно часто), они звонили в "Милан" и гневно высказывали свое неудовольствие тем, кто не имел к этому абсолютно никакого отношения.
В связи с этим возникает законный вопрос: какая крыша защищает нечистоплотных коммерсантов? Кто из московских чиновников средней руки и почему оберегает их интересы? Вот и приходится ждать, когда же Московская прокуратура доведет дело до суда: ведь украден не дамский ридикюль с профсоюзным билетом, а уведены от налогообложения огромные суммы и, как можно понять из следственных материалов, уводились они на протяжении нескольких лет.