Уже к концу ноября, планируют в Росатоме, новый законопроект будет рассмотрен и одобрен Госдумой. После чего и министры и депутаты с легким сердцем окунутся в двухнедельные рождественские каникулы...
Из пояснительной записки Рос-атома: "Организационно-правовая форма унитарного (то есть государственного. - Ред.) предприятия не отвечает требованиям рыночной экономики. На базе унитарных предприятий невозможно создать полноценные вертикально интегрированные (холдинговые) структуры". А только они, эти самые холдинговые структуры, и спасут, считает Росатом, нашу атомную промышленность от неминуемого кризиса.
В уставной фонд нового РАО войдут не только атомные электростанции, промышленные предприятия ядерного комплекса со всем их имуществом и землями, но даже образовательные заведения, входящие в данную отрасль. При этом оценка рыночной стоимости имущества производиться не будет. "Акции атомного энергопромышленного комплекса будут внесены в уставный капитал основного акционерного общества по их номинальной стоимости, а имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий - по балансовой стоимости".
Цель законопроекта: "Введение права собственности российских юридических лиц на ядерные материалы, ядерные установки и пункты хранения ядерных материалов". Причем сложить государственные кубики в грандиозный коммерческий холдинг, по мнению автора реформы, главы Росатома Сергея Кириенко, нужно очень быстро. "Необходимость обеспечения реструктуризации атомной отрасли в сжатые сроки и с минимальными затратами обусловлена тем, что ее проведение в общем порядке привело бы к значительным затратам государственных средств и заняло бы не менее пяти лет. Упрощенный режим, предусмотренный законопроектом, позволит провести реструктуризацию в течение одного года".
Для тех, кто тревожится по поводу такой спешки, есть утешение: 100% акций основного РАО останутся в собственности у государства. А вот дальнейшие этапы акционирования будут полностью зависеть от воли президента. Только он будет решать, какие из предприятий атомной области войдут в холдинг, а какие из соображений безопасности останутся в федеральной собственности. Только он сможет утвердить "перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и ядерные установки", а также "сделки, влекущие возможность передачи права собственности на ядерные материалы и ядерные установки". И наконец, только президент в случае возникновения угрозы суверенитету, политической независимости и территориальной целостности нашей страны сможет произвести... изъятие у выше указанных российских юридических лиц приобретенной ими "ядерной собственности".
Любопытная, однако, постановка вопроса. А как же конституционные права правительства и Федерального Собрания в области использования атомной энергии? Почему ответственность за последствия реформирования ядерного комплекса возлагается лишь на главу государства? И как будут работать механизмы безопасности, контроля и учета ядерных материалов, охраны окружающей среды и ликвидации последствия аварий, если в законопроекте они вообще не прописаны?
Важным на сегодняшний день является и другой вопрос: а кто же возглавит грандиозный ядерный холдинг под условным названием "Атомэнергопром"? Маловероятно, что это будет Сергей Кириенко. Скорее всего, молодой реформатор, вдоволь нареформировавшись, так и останется главой Росатома, функции которого в законопроекте весьма расплывчато обозначены как "публично-властные". И уж совсем ничего не говорится в проекте о влиянии Ростехнадзора - главного государственного надзирающего органа. Ведь речь-то все-таки идет не о плодоовощном хозяйстве, о ядерном комплексе, который и сохранился, по мнению профессионалов-ядерщиков, только благодаря централизованному государственному управлению.
КОММЕНТАРИИ ДЛЯ "ТРУДА"
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы:
- Скорое всего, мы будем иметь что-то вроде Газпрома, который, как известно, мало считается с интересами государства. Например, сейчас он взрывает единое экономическое пространство, поднимая цены на газ в Белоруссии. А министерство... в этой ситуации оно автоматически превращается в лоббиста интересов крупного холдинга.
Полномочия нового РАО будут огромны. Государство практически делегирует свои права коммерческой структуре. К законопроекту очень много вопросов. По сути, нам предлагают сложную и весьма туманную структуру, которая чревата не просто злоупотреблениями, а большими рисками, причем в государственном масштабе.
Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы:
- Как заместитель председателя Комитета по безопасности я категорически против. Монополия государства здесь должна быть исключительной. Я расцениваю это не только с точки зрения экономики, а прежде всего из интересов безопасности страны. Бесконтрольность всегда приводит к упадку, а упадок на ядерных объектах - это страшно.
Если говорить об экономике, возьмем РАО ЕС. Выделив эту структуру как самостоятельную, мы не получили положительных результатов. Начались сбои электроэнергии. А теперь представьте последствия таких же сбоев только в ядерно-промышленном комплексе...