
Нынешней весной случилось знаковое событие, напрямую касающееся крепнущей моды на фильмы со спортивным сюжетом. Московский городской суд отказал вдовам знаменитых мастеров отечественного баскетбола в иске к создателям нашумевшей художественной ленты «Движение вверх», основанной на реальных событиях. Фильм, отразивший легендарную победу советских баскетболистов над американцами в олимпийском финале 1972 года, получился ярким, зрелищным, эмоциональным и был с восторгом принят зрителями. Но вдовы героя матча Александра Белова и тренера Владимира Кондрашина выступили резко против искажения «исторической правды» и оскорбления памяти своих мужей. Однако суд не принял их доводов.
Впрочем, схожие проблемы возникают и при создании других кинолент о героях нашего спорта. Далеко не гладким был путь к зрителю «Легенды № 17» про Валерия Харламова. Говорят, вдова легендарного вратаря Льва Яшина раскритиковала полтора десятка сценариев фильма о своем муже и множество актеров, претендующих на главную роль. Нечто подобное сопровождает и работу над фильмом об Эдуарде Стрельцове. Так где она, золотая середина между правдой художественной и документальной? Об этом мы говорим с людьми большого спорта.
Николай Падиус, экс-игрок сборной России, в матче «Движение вверх» дублировал актера, игравшего Модестаса Паулаускаса
— Сюжет художественного фильма неизбежно будет отличаться от исторических событий, невозможно и полное сходство судеб и характеров героев фильма с прототипами. От этого и надо отталкиваться в оценках. Фильм должен передавать атмосферу времени, о котором идет речь, и масштаб действа, происходившего на самом деле. И в этом плане создатели фильма «Движение вверх» своей цели достигли. С другой стороны, я понимаю чувства родственников тех персонажей, которых сейчас нет в живых. Эта тема очень щепетильная.
Наверное, очень сложно добиться того, чтобы ни у кого не возникло претензий или разногласий в оценках. Но посмотрите, сколько людей, в том числе и совсем молодых, открыли для себя эту страницу истории, скольких фильм по-настоящему окрылил. За всем этим стояла большая работа. И не только кинематографистов. В «Движении вверх» все игровые эпизоды исполняли не актеры, а их дублеры, немало поигравшие в профессиональных клубах. А каким трудоемким был процесс съемок и монтажа! Актеров снимали крупным планом, дублеров — сбоку и сзади, а реалистичность достигалась с помощью новейших электронных технологий. И все это ложится на весы при оценке фильма...
Вячеслав Анисин, друг и партнер Валерия Харламова по сборной СССР
— К фильмам о героях советского хоккея у меня двоякое отношение. С одной стороны, их создателей надо поблагодарить хотя бы за то, что нынешние молодые ребята что-то узнают о таких великих мастерах, как Харламов и его товарищи. С другой — сценаристы и режиссеры в погоне за «смотрибельностью» порой допускают столько неоправданной отсебятины, что диву даешься. Смотрю анонс фильма, где Валера подъезжает на машине и с вызовом кричит: «Я — Харламов!» Честное слово, после такого представления героя и смотреть кино не хочется. Вроде бы частность, деталь, а переворачивает образ героя с ног на голову. Ну не вел себя так Харламов, не было у него в крови этой звездности, которой нынче грешат весьма средние хоккеисты. Может, потому он и остается до сих пор в нашей памяти, что был удивительно цельным человеком, не разменивал на дешевку свою славу и любовь болельщиков. Или эпизод, когда Валера с Гусевым по тросу перелезают с одной высоченной башни на другую. Ну, во-первых, в Чебаркуле и его окрестностях нет таких высоких сооружений. А во-вторых и в-главных, эти ребята были слишком целеустремленными, чтобы вот так, по пустякам, ставить на кон свое будущее.
Мне говорят, художественный вымысел в кино допустим. Возможно — если он не искажает образ героя.
Николай Круглов, чемпион мира по биатлону, один из персонажей художественного фильма «Чемпионы»
— Я изначально понимал, что в художественном фильме могут быть отклонения от документальной правды. Так что предъявлять претензии к создателям фильма обо мне и моем отце, считаю, не имеет смысла. Главный итог: фильм понравился всем моим друзьям по биатлону, которые пришли со мной на премьеру.
И еще надо понимать, что спортсмен на протяжении своей карьеры борется не только с нагрузками, с усталостью, с соперниками, но и с непониманием близких ему людей, с недоброжелательностью, завистью, несправедливостью. Всего этого в жизни спортсмена — выше крыши. Поэтому многие дремлющие страсти оживают и через много лет, стоит только прикоснуться к вроде бы давно отгремевшим спортивным баталиям.
Кстати
Из той легендарной сборной СССР 1972 года живы сейчас только четверо игроков: Модестас Паулаускас, Алжан Жармухамедов, Иван Едешко и Анатолий Поливода.