Это за границей быт детей-инвалидов налажен до мелочей. В Швеции, к примеру, родителям и в голову не придет сплавить "неполноценного" ребенка в специализированный детский дом - полутюрьму, полубольницу. Шведские дети независимо от тяжести нарушений живут в семьях - собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед... Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.
К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в детсады. Самые обычные, по месту жительства. А чтобы ребенок не чувствовал себя отщепенцем среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться приспособлениями для детей с церебральным параличом, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть.
Примерно такая же картина в школах. Шведы не делят детей на "обучаемых" и "необучаемых", как это делают у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу...
Отдельная тема - всесторонняя помощь родителям таких детей. Шведские социальные работники помогают переоборудовать квартиру, учат, как заниматься со специфичным ребенком. Семья может заказать такси для ребенка-колясочника, пригласить сотрудника так называемой службы освобождения, если возникает необходимость оставить ребенка одного - например, на время отпуска...
Но это у благополучных скандинавов. А у нас? Депутат Мосгордумы Владимир Бунимович привел на форуме показательный пример. Однажды в его классе появился ученик, лишенный обеих рук (это был результат родовой травмы). Для нормального обучения требовалась специальная парта. Депутат навел справки и выяснил: такой школьный инвентарь централизованно не производится. Спасибо, помогли рабочие одной из мебельных фабрик - сами сконструировали парту и подарили школе, одному конкретному ученику. А как быть остальным тысячам?..
По сути, российские дети-инвалиды зачастую остаются со своей бедой один на один. Некоторым хватает мужества, чтобы найти свое место в жизни. Как мурманскому мальчику Сереже Басалаеву, о котором "Труд" в свое время писал. С рождения у него детский церебральный паралич. В детстве Сережа не мог ходить, говорить, был лишен всяческих средств общения. Но родители верили, что у сына светлая голова. В итоге папа придумал нехитрое устройство: к обручу (основанию строительной каски) приделал указку. Это приспособление надевали Сереже на голову - так он учился писать. Потом - рисовать... Сейчас Сереже 23 года, у него за плечами не одна персональная выставка акварельных рисунков. Его письменная речь остроумна и изящна, он с отличием закончил школу. Но таких, как Сергей, единицы...
Конечно, и в России есть законы, защищающие интересы детей-инвалидов. Закон "Об образовании" позволяет детям с ограниченными возможностями получать образование как в общих классах школы, так и по индивидуальной программе на дому, в специализированных образовательных учреждениях. По словам ректора Государственного университета "Высшая школа экономики" Ярослава Кузьминова, у нас уже многие годы существует система обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелым нарушением речи, умственной отсталостью. По статистике Минздравсоцразвития, сегодня в школах для умственно отсталых учатся 162 тысячи детей, более 19 тысяч - в заведениях для детей с задержкой психического развития, свыше 10 тысяч - в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Все это так, но...
В прошлом году на экономический факультет одного из московских вузов были приняты 43 человека с ограниченными физическими возможностями. Кузьминов поинтересовался у одной стройной студентки из этой группы, какую степень инвалидности она имеет. Девушка растерялась: "Спросите у моей мамы..." Оказалось, что место, зарезервированное законом для инвалида, банальным образом продано. А много ли инвалидов видели в числе студентов вы, наши читатели? Считанные единицы... Словом, в РОСРО решили разработать рекомендации на основе зарубежного опыта, как обеспечить доступ детей-инвалидов к образованию. Но, наверное, для начала было бы неплохо просто соблюдать существующие законы...