Ботанический сад МГУ, по которому проходило путешествие, старейший в Москве. Он основан еще при Петре I для выращивания целебных цветов и трав, а потому был назван "Аптекарским огородом". Сейчас здесь - одна из крупнейших в России коллекций редких и экзотических растений, а вся территория парка - памятник архитектуры XVII века. Вдоль канала вовсю цветут фиалки и подснежники. Рядом бушуют субтропики. Некогда просторные оранжереи давно стали малы для вымахавших на семь и более метров пальм и банановой травы. Магнолии, кипарисы и гигантские кактусы распустили свои объятия так широко, что приходится подвязывать ветки, а для корневой системы делать подкопы в грунте. В оранжерее пахнет мандаринами, бананами и кофе. Экскурсовод рассказывает, что каждый год здесь удается собирать около 100 коричневых зернышек. Бодрящий напиток из них получается отменный. А вот бананы тут несъедобные: маленькие, зеленые. Не хотят они расти в Москве.
Но наибольшее впечатление на детей производят, пожалуй, скромные с виду цветы, чем-то похожие на наши колокольчики, только не синие, а ярко-оранжевые. Тропические насекомые летят на их броский цвет и пряный запах, но стоит им попасть внутрь бутона, как растение захлопывает "дверцу" и пускает в ход ядовитые соки. Шансов у жертвы нет. Юннаты с ужасом рассматривали небольшое растение, и никто не решился положить в бутон палец.
"С каждым годом растений и животных на земле остается все меньше, - рассказывает детям Николай Дроздов. - Вам придется решать, в каком мире жить - мертвом, пустынном или полном разнообразной жизни. В нашей стране очень много животных и растений, нуждающихся в вашей защите". На экране телевизора - величественный красавец дальневосточный леопард. Из-за браконьерского отстрела таких во всем мире осталось лишь 30.
Симпатичные увальни - сахалинские моржи, тюлени и киты стремительно гибнут, захлебываясь нефтью: платформы для нефтедобычи возводят как раз в тех местах, где они живут на протяжении тысячелетий.
Увидев на экране носорога, Дроздов приходит в восторг. "Как же они за мной гонялись! - веселится ученый и телеведущий. - Сейчас я вам расскажу, как надо себя вести при встрече с носорогом. Вдруг пригодится по дороге в школу?" Оказывается, надо стоять и терпеливо ждать, когда грозное животное приблизится почти вплотную, а затем резко отпрыгнуть в сторону. Носорог будет по инерции нестись еще метров 20, пока не сообразит, что его надули. Этот зверь тоже может скоро исчезнуть с лица земли. Браконьеры, гоняясь за особо прочной шкурой и рогом, истребили почти всех.
- А какая встреча с животным запомнилась вам больше всего? - спрашивают юннаты.
Дроздов честно признается: никакие слоны и крокодилы не потрясли его так, как крошечная ядовитая лягушка. Неприметная тварь, живущая в южных широтах, способна прожечь насквозь шкуру носорога или слона. Ее боятся звери и птицы, а Дроздов не испугался. Он любовно рассматривал ее целый час и понял, что нет существа более миролюбивого. Свой яд она пускает в ход лишь в случаях опасности для ее маленькой жизни. "До сих пор жалею, что не привез лягушку в Москву, - признался Николай Николаевич, - хотя, кто знает, может быть, у нас ей бы не понравилось".